Монтажный блок предохранителей ваз 2114 схема
Блок предохранителей в ВАЗ-2114 расположен под капотом, слева по ходу движения автомобиля, с краю под левым дворником увидите черный ящик. Чтоб его открыть нужно отодвинуть слева две защелки. Снимаем крышку, там находятся реле и предохранители.
На крышке с внутренней стороны нанесена маркировка, обозначает назначение реле и предохранителей.
Приводим ниже назначение всех реле и предохранителей в ВАЗ-2113 и 2114
К1 | Реле включения электровентилятора |
---|---|
К2 | Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации |
К3 | Реле стеклоочистителя |
К4 | Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритных огней |
К5 | Реле включения стеклоподъёмников |
К6 | Реле включения звукового сигнала |
К7 | Реле включения обогрева заднего стекла |
К8 | Реле включения дальнего света фар |
К9 | реле включения ближнего света фар |
Цепи защищаемые предохранителями
№ предохранителя | Защищаемые цепи |
---|---|
F1(20A) | Реле включения задних противотуманных фонарей. Лампы задних противотуманных фонарей. Сигнализатор включения задних противотуманных фонарей |
F2(10A) | Лампы указателей поворота. Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации). Контрольная лампа аварийной сигнализации |
F3(10A) | Плафон освещения салона. Плафон индивидуального освещения салона. Лампа подсветки выключателя зажигания. Лампы стоп-сигнала. Маршрутный компьютер |
F4(20A) |
Реле включения обогрева заднего стекла (контакты). Элемент обогрева заднего стекла.
F5(20A)
Звуковой сигнал.Реле включения звукового сигнала (обмотка). Реле включения звукового сигнала (контакты),
Релевключения электровентлятора (контакты). Электродвигатель вентилятора системы охлаждения
F6(30A)
Выключатели электростеклоподъёмников. Электростеклоподъёмники. Реле включения электростеклоподъёмников (контакты)
F7(20A)
Электродвигатель отопителя.Электродвигатель омывателей.Электродвигатель омывателя заднего стекла. Электродвгатель очистителя заднего стекла. Реле включения электростеклоочистителя (обмотка). Лампа освещения вещевого ящика
F8(7.5A)
Правая противотуманная фара
F9(7.5A)
Левая противотуманная фара. Реле включения противотуманных фар (контакты)
F10(7.5A)
Указатели поворота в режиме указания поворота и соответствующая контрольная лампа. Реле включения электродвигателя вентилятора (обмотка). Контрольная лампа резерва топлива,давления масла, стояночного тормоза,уровня тормозной жидкости. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. Комбинация приборов.Вольтметр. Система управления электропневмоклапаном карбюратора. Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза
F11(7.5A)
Лампы габаритных огней по правому борту
F12(7.5A)
Правая фара (ближний свет)
F13(7.5A)
Левая фара (ближний свет)
F14(7.5A)
Левая фара (дальний свет). Контрольная лампа включения дальнего света фар.
F15(7.5A)
Правая фара (дальний свет).
F16(15A)
Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме указателей поворотов).
Схема соединений внутри блока предохранителей ВАЗ-2114 и ВАЗ-2115
(наружная цифра в обозначении наконечника провода — номер колодки, а внутренняя цифра — условный номер штекера)
ВАЗ 2114 сгорают предохранители – как предупредить
Наиболее простой способ устранения поломки – действие на упреждение. Качественная и своевременная диагностика помогает предупредить поломки и внезапные отказы цепи.
Завод изготовитель рекомендует своевременно выполнять основные процедуры.
- Обработка контактных групп специальными маслами. Продукты изолируют металлы от воздействия кислорода и попадания воды.
- Периодический контроль плотности посадки элементов. Со временем монтажные соединения могут расшатываться, что приводит к потере контакта и вероятности возникновения электрической дуги, что приводит к выгоранию металлических частей.
- Прочность крепления потребителей в гнездах. Предохранитель габаритов ваз 2114 может перегореть, если лампочка болтается в плафоне или внутрь набирается вода при дожде.
- Исправность блоков и основных механизмов. Требуется вовремя проводить диагностику устройств автомобиля. Предохранитель стартера ваз 2114 часто выходит из строя, когда присутствует повреждение электромотора, или втягивающего элемента с касанием на корпус.
Устройство монтажного блока
На ВАЗ 2114 устанавливается монтажный блок предохранителей артикула 2114-3722010, ставший заменяемой модификацией блока 17.3722, стоявшей в «восьмерках» и «девятках». Отличие новых блоков от старых — в обозначении и номинале предохранителей, обозначениях разъемов и реле, а также в отсутствии реле-прерывателя для омывания заднего стекла и реле вентилятора охлаждения двигателя. Две последние цифры, дополняющие артикул, указывают на комплектацию блока тем или иным реле. Инжекторные вариации ВАЗа предполагают установку аналогичного блока с несколько видоизмененной схемой подключения вентилятора охлаждения радиатора.
Монтажный блок — ноу-хау, к которому шел автопром очень долго
Основное устройство блока представляет собой:
- пластиковый корпус;
- одна или несколько печатных плат;
- реле;
- предохранители;
- разъемы для подключения блока к электросистеме автомобиля.
Печатная плата изготавливается либо традиционно — из фольгированного стеклотекстолита, либо как усовершенствованный вариант — пластиковая плата на разъемах. Стеклолит более надежен, но ремонт платы возможен только с использованием паяльника. Пластик — недорог, замена деталей осуществляется без специальных инструментов и оборудования.
Устройство и типы реле, используемых в монтажных блоках, по принципу действия различаются на:
- электромагнитные;
- специализированные.
Обычное электромагнитное реле срабатывает при подаче и отключении напряжения. С его помощью включаются стеклоподъемники, фары, отопитель и т.д.
Специализированные реле оснащены электронным блоком, обеспечивающим периодичность работы того или иного компонента. На них подключены сигналы поворота, аварийная сигнализация, стеклоочистители.
Назначение реле, его схема и контакты указываются на корпусе. Во избежание возможных ошибок информационной панелью служит и крышка монтажного блока, здесь располагается схема и вся информация о назначении и расположении предохранителей.
На смену цилиндрическим предохранителям пришли прямоугольные ножевые. Плавкая вставка внутри предохранителя и два плоских контакта сделали монтаж и замену предохранителей менее трудоемкой. Порой применяют и многоразовые биметаллические предохранители. Исправно работающая электрика автомобиля не допускает частого перегорания предохранителей, но опытные водители всегда имеют при себе запасной набор. Тем более что определить неисправный предохранитель, зачастую, можно визуально.
Основное предназначение монтажного блока — упростить обслуживание и ремонт автомобиля, сделать его более понятным и доступным для любого автолюбителя с минимальными познаниями в электротехнике.
Блок предохранителей ВАЗ 2114 – схема, расположение, подключение
Дорогие друзья, я уверен что практически все владельцы Самар с завидной периодичностью сталкиваются с проблемами в электрике своего автомобиля, и есть у меня подозрение, подкрепленное собственным опытом, что большая часть этих проблем прячется непосредственно в блоке предохранителей вашей ВАЗ-2115 и всего остального семейства. Этих блоков существует несколько видов, их производили разные заводы и они имеют разную маркировку, но в большинстве своем они идентичны, и сегодня мы рассмотрим их схемы, основные проблемы, и методы их решения.
Начнем с основного, думаю все знают где искать этот черный ящик пандоры под названием блок предохранителей – он расположен с левой стороны по ходу движения (водительской) под капотом ближе к лобовому стеклу. Кстати именно это его месторасположение сыграло злую шутку с большинством автовладельцев Самар – блок постоянно подвержен воздействию воды и периодически ввиду собственной не герметичности, забитых сливных дренажей и прочего выходит из строя, прогнивают как дорожки, так и другие его элементы, но это мы уже углубились, давайте начнем с малого – рассмотрим сам блок предохранителей ВАЗ 2114.
Распиновка разъемов блока предохранителей ВАЗ 2114 со стороны салона, подписаны все разъемы и номера пинов
Очень часто источником проблемы является влага, особенно если в процессе эксплуатации автомобиля не чистить «ливневки» — вода тогда будет попадать в подкапотное пространство. Особенно от этого страдает разъем Х11, вплоть до таких вот последствий:
Элементы платы и пайка так же приходят в удурчающее состояния из за систематического попадания воды в блок:
Что примечательно, выпускались и блоки, у которых разъем X11 расположен не сверху, как в большинстве случаев, а сбоку, вот:
Кстати плату монтажного блока — перегоревшие дорожки, отслоившийся лак, треснувшую пайку, окислы — все можно восстановить, тем самым сэкономив достаточно немалую сумму, блок предохранителей достаточно не дешевое удовольствие. Вот пример восстановленой и пропаянной платы от блока 2114 — вид ДО:
И соответственно после восстановительных работ, которые заключались в пропайке, промывке и частичной замене элементов разъемов + восстановление некоторых дорожек.
Ну и в догонку левая половина схемы 2114 — 2115, благодаря которой можно четко понять распиновку проводов по цветам:
Схемы блоков реле и предохранителей ВАЗ 2115
Впервые Лада 2115 увидел свет в 1997 году и закончили выпускать в 2012. За столь долгий срок существенно изменилась электронная начинка машины. Не удивительно, что не раз менялись модификации монтажных блоков, а с ними и предохранители ВАЗ 2115.
Авто старого образца с карбюратором требовал одного монтажника в подкапотном пространстве. С появлением нового инжектора на 8 клапанов, понадобился второй блок, установленный в салоне под торпедой. Под рулем поместили часть новых реле во время модернизаций 2007 и 2008 годов.
Дизайн коробки монтажного блока со временем стал современнее. Для упрощения жизни водителей на крышке поместили схему и прикрепили пинцет для замены элементов.
Блок предохранителей ВАЗ 2114, 2115 и 2113 – устройство и внешний вид
Собственно ничего необычного – типовое расположение предохранителей и реле, давайте их схематично пронумеруем:
Теперь все стало несколько понятнее, однако предстоит еще узнать какой предохранитель за что отвечает, это мы вам распишем без проблем – итак какие цепи защищают предохранители в ВАЗ-2114 и каков их номинал?
F1 (20A) Реле включения задних противотуманных фонарей.Лампы задних противотуманных фонарей.Сигнализатор включения задних противотуманных фонарей
F2 (10A) Лампы указателей поворота.Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации(в режиме аварийной сигнализации).Контрольная лампа аварийной сигнализации
F3 (10A) Плафон освещения салона.Плафон индивидуального освещения салона.Лампа подсветки выключателя зажигания.Лампы стоп-сигнала.Маршрутный компьютер
F4 (20A) Прикуриватель.Реле включения обогрева заднего стекла(контакты).Элемент обогрева заднего стекла.
F5 (20A) Звуковой сигнал.Реле включения звукового сигнала(обмотка).Реле включения звукового сигнала(контакты),Релевключения электровентлятора(контакты).Электродвигатель вентилятора системы охлаждения
F6 (30A) Выключатели электростеклоподъёмников.Электростеклоподъёмники.Реле включения электростеклоподъёмников(контакты)
F7 (20A) Электродвигатель отопителя.Электродвигатель омывателей.Электродвигатель омывателя заднего стекла.Электродвгатель очистителя заднего стекла.Реле включения электростеклоочистителя(обмотка).Лампа освещения вещевого ящика
F8 (7.5A) Правая противотуманная фара
F9 (7.5A) Левая противотуманная фара.Реле включения противотуманных фар(контакты)
F10 (7.5A) Указатели поворота в режиме указания поворота и соответствующая контрольная лампа.Реле включения электродвигателя вентилятора(обмотка). Контрольная лампа резерва топлива,давления масла,стояночного тормоза,уровня тормозной жидкости.Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.Комбинация приборов.Вольтметр. Система управления электропневмоклапаном карбюратора.Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза
F11 (7.5A) Лампы габаритных огней по правому борту
F12 (7.5A) Правая фара(ближний свет)
F13 (7.5A) Левая фара(ближний свет)
F14 (7.5A) Левая фара(дальний свет).Контрольная лампа включения дальнего света фар
F15 (7.5A) Правая фара(дальний свет)
F16 (15A) Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации(в режиме указателей поворотов).
Теперь рассмотрим функционал реле в блоке предохранителей ВАЗ 2115
К1 Реле включения электровентилятора
К2 Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации
К3 Реле стеклоочистителя
К4 Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритных огней
К5 Реле включения стеклоподъёмников
К6 Реле включения звукового сигнала
К7 Реле включения обогрева заднего стекла
К8 Реле включения дальнего света фар
К9 реле включения ближнего света фар
Ремонт заднего фонаря
Самая распространенная причина отказа заднего фонаря ВАЗ 2114 – выход из строя гибкой печатной платы или разъема, выполненного прямо на ней обычной металлизацией. Можно, конечно, просто купить новую печатную плату и заменить ею неисправную, но, во-первых, надолго ли?
А во-вторых, мы не ищем легких путей. Так что постараемся устранить эту неисправность своими силами, с минимальными затратами и так, чтобы на века. Начнем с разъема подключения фонаря к бортовой сети. Выглядит он примерно так:
Разъем подключения заднего фонаря к бортовой сети является частью гибкой платы и его невозможно заменить отдельно
Причин выхода из строя этого разъема много. К примеру, мы слишком часто снимали с фонаря колодку питания и просто частично стерли дорожки, которые имеют очень малую толщину напыления меди на пластике. Еще одна причина – от постоянной вибрации переломились токопроводящие дорожки рядом с разъемом. Ну и самое банальное – от перегрузки или замыкания дорожки отгорели.
Из-за отгорания токопроводящих дорожек гибкой платы не горят задние противотуманки
На фото изображен разъем фонаря другой модификации, но смысл проблемы тот же. Все эти вопросы можно решить при помощи паяльника, монтажного провода и обычного шестиконтактного (можно больше) разъема с ответной частью.
Для ремонта понадобится вот такая колодка с ответной частью
Зачищаем контакты разъема на плате при помощи ученической стирательной резинки (не наждачной бумаги – толщина фольги очень небольшая!) – и облуживаем их.
Напаиваем на дорожки провода от колодки, не забыв их отмаркировать, место пайки заливаем герметиком или клеевым термопистолетом.
Подпаянная к плате заднего фонаря навесная колодка
Обрезаем штатную колодку жгута питания, а на ее место припаиваем ответную часть новой. Собираем фонарь, подключаем его к бортовой сети – и проверяем. Если мы не напутали с разводкой колодок, то все заработает сразу на ура.
Что делать, если дорожки отгорели или переломились? Выйти из положения можно следующим образом. Сразу после перелома счищаем с дорожек защитный лак, лудим, подпаиваем колодку. Выглядеть это будет так:
Подпаять колодку можно в любом месте гибкой платы
Можно, конечно, этим ограничиться (до следующего раза), но если потратить немного больше времени и сил, то можно сделать более серьезный ремонт. Доработанные таким образом фонари будут служить верой и правдой многие годы. Такой ремонт избавит вас от вечной проблемы в контактах хлипких штатных патронов – это тоже весьма распространенная неисправность фонарей ВАЗ 2114.
Для реализации этой идеи, кроме шестиконтактной колодки с ответной частью (см. выше), понадобятся пять патронов от указателей поворотов ВАЗ 2106 и десяток клемм к ним.
Понадобятся 5 таких патронов и 10 клемм к ним
Снимаем с панели лампы, штатные патроны и гибкую печатную плату. Расставляем купленные патроны на нужные места панели и размечаем их центры. Особой точности тут не требуется, главное, чтобы каждая лампа светила в свое «окно». Высверливаем отверстия по диаметру цокольных частей патронов.
Отверстия под будущие патроны
Вставляем в отверстия патроны, размечаем крепежные отверстия, высверливаем их, вворачиваем саморезы. Теперь патроны закреплены в панели намертво.
Закрепляем каждый патрон двумя саморезами
При помощи монтажного провода с опрессованными на него клеммами (можно обжать обычными пассатижами и пропаять для верности) собираем схему, повторяющую разводку штатной гибкой печатной платы. Для верности клеммы можно заизолировать термоусадочной трубкой, но в принципе это не обязательно – панель, на которой крепятся патроны, пластмассовая. На концы проводов припаиваем нашу колодку.
Эта колодка будет соединять задний фонарь с бортовой сетью
Ответную часть колодки подпаиваем к жгуту питания фонарей, предварительно отрезав старую. Именно подпаиваем, а не соединяем скруткой. Скрутка через неделю окислится, и снова начнутся проблемы – то горит, то не горит. Спайку изолируем термоусадкой или хлопчатобумажной (черная тряпичная) изолентой. ПВХ изолента – крайне неудачный вариант. Она может со временем разворачиваться. Такая изоляция никуда не годится.
Все готово, можно подключать и проверять
Пару минут любуемся своей работой, вставляем лампы, подключаем, проверяем. Все работает как положено? Собираем фонарь, подключаем.
Фонарь на месте, все проблемы решены надолго Светодиодный аналог P21W
Местонахождения блока предохранителей
Сразу скажем, что в отличие от предыдущих модификаций разработчики ВАЗ 2115 изменили расположение основного блока с электропредохранителями и реле, перенеся его из салона в подкапотное пространство. Найти его просто. Расположен он под капотом рядом с левым стаканом в черном ящичке.
Подкапотный отсек
В нем находятся элементы, отвечающие за работу прикуривателя (который перегорает чаще других), освещения, отопления и другие.
Электросхема блока
Полная расшифровка электросхемы подкапотного отсека.
Расшифровка электросхемы основного отсека
Дополнительный блок находится в салоне под панелью, слева от ног переднего пассажира. Стоит сразу сказать, что дополнительный отсек нельзя считать полноценным блоком с защитными элементами. В нем находятся только три предохранителя, три реле и ЭБУ. Схема замены такая же, как и в основном.
Дополнительный блок
Блок предохранителей ВАЗ 2114
Блок предохранителей ВАЗ 2114 один из главных элементов электрооборудования автомобиля ВАЗ 2114. Знание, где он находится, позволит провести быстрой ремонт, если вдруг один из предохранителей выйдет из строя.
Блок предохранителей ВАЗ 2114 находится в салоне под приборной панелью. Если его вскрыть и посмотреть, что там находится, то можно увидеть, что кроме предохранителей, там еще расположены и реле, отвечающие за работу многих систем автомобиля.
* К1 – реле очистителей фар
* К2 – реле указателей поворотников и аварийки
* К3 – реле очистителя ветрового стекла
* К4 – реле контроля исправности ламп
* К5 – реле электрических стеклоподъёмников
* К6 – реле клаксона
* К7 – реле обогрева заднего стекла
* К8 – реле дальнего света
* К9 – реле ближнего света
Здесь же на монтажном блоке ВАЗ 2114 располагаются и гнезда, в которые установлены в количестве 20 штук. Каждый предохранитель отвечает за определенную цепь, за определенную единицу, а то и нескольких единиц электрооборудования.
* F1 на 10 Ампер (А) задние противотуманки и лампа включения сигнализатора включения задних противотуманок
* F2 на 10 А лампы поворотников, реле поворота, аварийка, контрольная лампа аварийки
* F3 на 7,5 А плафоны освещения салона (оба) и багажника, подсветка зажигания, лампа контроля системы управления силовым агрегатом, лампы торможения, компьютер, если есть в наличии.
* F4 на 20 А переноска, реле и элемент обогрева заднего стекла
* F5 на 20 А звуковой сигнал и его реле, вентилятор системы охлаждения
* F6 на 30 А стеклоподъемники и их реле
* F7 на 30 А двигатель отопителя, очистителя фар, омывателя ветрового стекла, прикуриватель, лампочка освещения вещевого ящика, обмотка реле включения обогрева заднего стекла
* F8 на 7,5 А правая противотуманка
* F9 на 7,5 А левая противотуманка
* F10 на 7,5 А левый габарит, лампа сигнализирующая о включении габаритного огня, лампы освещения знака, подкапотного пространства, подсветки выключателей и приборов, выключатель освещения приборов
* F11 на 7,5 А правый габарит
* F12 на 7,5 А правый ближний свет
* F13 на 7,5 А левый ближний свет
* F14 на 7,5 А левый дальний и лампочка сигнализирующая о включении дальнего света фар
* F15 на 7,5 А правый дальний
* F16 на 30 А лампочка сигнализирующая о недостаточном давлении масла, уровня тормозной жидкости, включения стояночного тормоза, разряда аккумуляторной батареи, комбинация приборов, реле контроля исправности ламп, индикация систем контроля, лампы заднего хода, указатели поворота и их реле, а также аварийная сигнализация если включен режим поворота, компьютер, обмотка возбуждения генератора в момент запуска двигателя.
* Плюс еще 4 запасных предохранителя.
Знание, за что отвечает каждый предохранитель, позволяет выяснить какой предохранитель необходимо, прежде всего, проверить. Не работает правый ближний свет фар, смотрим F12, если не работает стеклоподъемник, просматриваем F6. К тому же на крышке монтажного блока предохранителей и реле ВАЗ 2114 есть подсказки.
Определить сгорел или нет предохранитель, можно визуально или прозвонив тестером. Если один и тот же предохранитель перегорает очень часто, то есть смысл задуматься, что с этой цепью не все в порядке. Если какая то цепь рассчитана на защиту предохранителей конкретного номинала, например 7,5 А, то при замене необходимо ставить плавкую вставку такого же номинала. Если поставить больший номинал, то может из строя выйти электрооборудование.
Подготовка электрики к зиме
Электрика в ВАЗ 2114 — слабое место и подлежит сезонной проверке
Как правило, подготовка к зимнему вождению ограничивается заменой шин, проверкой аккумулятора и «незамерзайкой». Но максимальные летние температурные нагрузки, повышенная влажность осенью, пыль и загрязненность контактов негативно сказываются и на работоспособности электрики. Чистота — залог не только здоровья, но и качественной работы электрооборудования автомобиля. Загрязненные или неплотно зафиксированные клеммы часто становятся причиной невозможности завести автомобиль. Чувствительность электрики автомобиля в период перехода на более экстремальные для нее условия эксплуатации — фактор, о котором многие забывают. Понижение температуры и ее перепады негативно сказываются на изоляции проводов, способствуют образованию микротрещин. Постоянная вибрация приводит к ухудшению контактов. Поскольку по отзывам владельцев Лады 2114 электирика — не самое сильное ее место, она, наряду со свечами, шинами и аккумулятором подлежит сезонной проверке.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Ремонт и диагностика
Все возможные неисправности монтажного блока делятся на:
- выход из строя предохранителя;
- неисправность реле;
- повреждение токопроводящих дорожек;
- повреждения контактов.
Перегоревшие предохранители являются наиболее распространенной причиной начала изучения автовладельцем содержимого «черного ящика». Прежде чем менять предохранитель, необходимо определить причину, вызвавшую перегорание. «Прозванивается» цепь на замыкание, проверяются конечные устройства. После диагностики цепи и устранения поломок меняется старый предохранитель.
Необходимо учесть, что заменяемый предохранитель должен иметь такое же амперное значение, как и его предшественник. Возможна установка с бо́льшим номиналом. Меньшее показание силы электрического тока на предохранителе вызывает его моментальное перегорание и, как следствие, отсутствие защиты электрической цепи.
Диагностирование поломок реле производится путем замены предохранителей. Установка реле в монтажный блок на разъемы не требует пайки, и замена производится достаточно просто.
С токопроводящими дорожками все немного сложнее. Вероятные повреждения не всегда очевидны. Современные пластиковые блоки требуют ювелирных навыков пайки, представляющих сложность в работе даже опытным электрикам. Припайка проводов допустима только в случае, когда разделение печатных плат не требуется. Иногда проще купить новый блок.
Контактов в монтажном блоке великое множество. Коррозированность или обычное загрязнение не всегда позволяют определить работоспособность контакта. Самый привычный способ: подчистить контакты наждачной бумагой или обычным ножом. Если контакт обломился, можно попробовать его припаять, но неудачные эксперименты с пайкой приводят к необходимости замены блока.
Заменяемый предохранитель должен иметь такое же амперное значение, как и его предшественник
Перед началом работы с электрикой необходимо отсоединение «минуса» от аккумулятора. Нежелательны в работе использование металлических отверток и проверка цепи «на искру», т.к. это иногда приводит к замыканию и перегоранию токоведущих дорожек.
Несмотря на все попытки производителей максимально упростить работы по диагностике и ремонту монтажного блока, обилие деталей и всевозможных проводов обязывают к наличию базовых познаний в электротехнике. Если таковых нет, как нет и опыта работы с паяльником — оптимальный вариант обратиться к профессиональному автоэлектрику.