Объем и принцип работы системы охлаждения ваз-2109

Диагностика системы охлаждения двигателя ваз 21093, 2109, 21099 и определение неисправностей

В случае возникновения проблем, связанных с системой охлаждения двигателя, следует определять причины начиная с наиболее вероятных и простых:

  • Наличие утечки охлаждающей жидкости – для начала проверяют уровень жидкости в системе. В автомобилях 21093,2109,21099 это выполняется по индикатору уровня или при осмотре расширительного бачка.
  • Если уровень поменялся, то осмотрите моторный отсек на наличие подтеков. Как правило, основные причины: изношенные патрубки и хомуты, поврежденный радиатор охлаждения мотора или печки.
  • В случае перепадов струи в бачке при 3000об/мин. Необходимо выполнить проверку циркуляции жидкости. Для этого отворачивается крышка расширительного бачка и определяется равномерность поступления тосола. Причинами плохой циркуляции может оказаться забитая система или неисправность циркуляционного насоса.

Описание конструкции

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает давление в системе на горячем двигателе (за счет этого повышается температура кипения жидкости, уменьшаются паровые потери), он открывается при давлении около 1,1 кгс/см2. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03–0,13 кгс/см2 (на остывающем двигателе). Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.

Насос охлаждающей жидкости —лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода распределительного вала. Корпус насоса — алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка. Расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца шкива должно быть 52±0,5 мм, а до наружного (обращенного к блоку) торца крыльчатки — 39,8±0,1 мм. К противоположному торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. На двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева дроссельного узла карбюратора (на двигателях с полуавтоматом пуска — и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства). На двигателе -2111 жидкость подается к отопителю и блоку подогрева дроссельного узла.

При температуре 87±2 °С клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок, при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102 °С основной клапан полностью открывается, а байпасный — закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.

Электровентилятор радиатора на двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 включается датчиком-выключателем, ввернутым в правый бачок радиатора. Его контакты замыкаются при температуре 99±3 °С, а размыкаются при 94±3 °С. На автомобилях, выпущенных до 1998 г. (со старым блоком предохранителей), устанавливался другой датчик (ТМ-108), управляющий электродвигателем вентилятора через реле 113.3747 в монтажном блоке. На двигателе -2111 вентилятор включается по сигналу электронного блока управления двигателем (через реле).

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. В верхней его части выполнен штуцер для пароотводящего шланга от радиатора охлаждения двигателя.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя -2111 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем.

При перегреве двигателя блок управления включает сигнализатор «Проверьте двигатель» в комбинации приборов (см. Органы управления и приборы).

Система отопления описана в главе Система отопления и вентиляции.

Замена охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Казалось бы простая процедура по замене охлаждающей жидкости (ОЖ) в системе охлаждения карбюраторного или инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций имеет некоторые особенности без знания которых в результате можно получить целый ряд проблем (например, постоянный перегрев двигателя и выбивание крышки расширительного бачка).

Поэтому разберем порядок проведения замены с их учетом.

Необходимые инструменты приспособления и запчасти

— Торцовый ключ или головка на «13»

— Канистра или две охлаждающей жидкости (тосол, антифриз) – 8 литров

Подробно о выборе антифриза или тосола: «Выбираем охлаждающую жидкость в систему охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

— Широкая емкость для сбора старой охлаждающей жидкости (тазик) емкостью не менее 8 литров

— Воронка для залива жидкости

— Крестовая отвертка для снятия хомута патрубков

Подготовительные работы

— Устанавливаем автомобиль на яму или эстакаду

— Снимаем защиту картера двигателя

— Снимаем брызговики моторного отсека

— Подставляем под двигатель емкость для сбора старой охлаждающей жидкости

— Даем остыть двигателю

Порядок замены охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Слив старой охлаждающей жидкости

— Сливаем охлаждающую жидкость из радиатора

Для этого рукой отворачиваем пробку сливного отверстия радиатора. Сливаем жидкость.

— Сливаем охлаждающую жидкость из блока цилиндров двигателя

Отворачиваем пробку сливного отверстия на блоке цилиндров. Используем ключ или головку на «13». Сливаем жидкость.

— Удаляем остатки старой охлаждающей жидкости из системы

Отворачиваем и снимаем пробку с расширительного бачка

После чего из сливных отверстий радиатора и блока цилиндров вытечет еще немного старой жидкости.

Прожимаем рукой патрубки радиатора чтобы выгнать последнюю оставшуюся жидкость.

— Заворачиваем обратно пробки сливных отверстий радиатора и блока

Залив новой охлаждающей жидкости

— Снимаем подводящий патрубок с блока подогрева карбюратора или дроссельного узла инжекторного двигателя

— Заливаем новую охлаждающую жидкость

Вставляем в отверстие расширительного бачка воронку и через нее заливаем жидкость. Сразу всю жидкость заливать не нужно. Заливаем пару литров, прожимаем шланги системы охлаждения. Еще пару литров, опять прожимаем. Таким способом удаляется воздух из системы. Воздух также будет выходить через снятый шланг подогрева карбюратора или дроссельного патрубка. При появлении из него жидкости ставим шланг обратно и затягиваем хомутом.

Прекращаем долив жидкости при достижении ее уровня в расширительном бачке между метками MIN и MAX. Это норма.

— Запускаем двигатель и ждем пока помпа прогонит ОЖ по системе

При уменьшении уровня в расширительном бачке доливаем жидкость и доводим ее до нормы.

— Устанавливаем на место крышку расширительного бачка

Предварительно можно промыть ее под струей воды и продуть сжатым воздухом.

— Прогреваем двигатель до рабочей температуры

При этом проверяем насколько сильно повышается уровень в расширительном бачке (не более чем до метки MAX), проверяем отсутствие течи из-под шлангов, своевременность открытия термостата. После этого можно считать, что работа по замене охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 завершена.

Примечания и дополнения

— После слива жидкости из системы охлаждения в ней останется еще около литра. Это нужно учитывать при расчете количества новой жидкости заливаемой в систему.

— В системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 охлаждающая жидкость заменяется раз в 75.000 км пробега или раз в пять лет.

— Точный объем жидкости в системе – 7,8 литра.

— Работа по замене охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 аналогична описанной в статье для ВАЗ 2108, 2109, 21099.

Замена деталей узла

После 15 000 км пробега производится диагностика герметичности и ремонт системы охлаждения ВАЗ 2109 в случае обнаружения течи в местах соединения узла со шлангами. Шланги подлежат замене при утере эластичности или повреждении целостности. Перед заменой шлангов рекомендуется освободить систему от жидкости. Патрубки системы охлаждения ВАЗ 2109 необходимо менять при выходе шлангов из строя.

Жидкостный насос (помпа) обеспечивает охлаждение мотора. В основе данного элемента системы лежат три детали:

В системе охлаждения находится два радиатора: первый расположен между фарами, второй — на печке. Благодаря удачному расположению основного радиатора осуществляется качественный обдув двигателя.

Другой распостраненной проблемой в ремонте автомобилей является тормозная система, об этом можно прочитать в этой статье . О том, как тюнинговать ВАЗ 2109, читайте здесь .

Корпус насоса изготовлен из алюминия. Узел запускается от шкива коленвала зубчатым ремнем. При неисправности системы охлаждения ВАЗ 2109 рекомендуется заменять насос в комплексе со всеми элементами. Проверьте пробки мотора и радиатора на предмет течи. В случае подтекания их следует подтянуть. Датчик вентилятора тоже может подтекать и требовать более плотной фиксации. Радиатор необходимо менять по причине обнаружения течи антифриза.

Для более детального ознакомления с системой охлаждения отечественных автомобилей советуем посмотреть краткий видеокурс.

Справочная информация по системе охлаждения двигателя 21083 (2108, 21081) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.

Система охлаждения двигателя 21083 жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и расширительным бачком. Циркуляцию обеспечивает центробежный насос (помпа) установленный в блоке цилиндров с приводом от шкива коленчатого вала через зубчатый ремень ГРМ.

Помпа — центробежный насос системы охлаждающей жидкости

В зависимости от прогрева двигателя охлаждающая жидкость (ОЖ) может циркулировать либо по малому кругу, либо по большому (включающему в себя радиатор). Управляет направлением потока жидкости термостат. На холодном двигателе ОЖ циркулирует через его перепускной клапан (малый круг), по мере прогрева (от 87ºС)открывается основной клапан и жидкость поступает в радиатор (большой круг), где охлаждается набегающим потоком воздуха.

Проверка термостата

Для интенсивного охлаждения ОЖ и поддержания оптимальной рабочей температуры двигателя служит установленный в передней части автомобиля радиатор системы охлаждения. В случае излишнего перегрева ОЖ для дополнительного охлаждения включается его электровентилятор.

Для компенсации теплового расширения охлаждающей жидкости в систему установлен расширительный бачок. На нем так же имеются метки максимума и минимума по которым контролируется объем жидкости.

В крышке расширительного бачка имеются предохранительные клапаны. Выпускной сбрасывает давление в системе при его превышении, впускной служит для компенсации снижения ее объема при остывании двигателя.

Пробка расширительного бачка системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Данные для контроля, обслуживания, регулировки и ремонта системы охлаждения двигателя 21083

Объем охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя 21083: 7,8 литра

Температура начала открытия основного клапана термостата: 85-89ºС

Температура полного открытия основного клапана термостата: 102ºС

Давление открытия выпускного клапана пробки расширительного бачка: 110-150 кПа

Давление открытия впускного клапана пробки расширительного бачка: 3-13 кПа

Рабочая температура в системе охлаждения двигателя 21083 (прогретый двигатель при температуре окружающего воздуха 20-30º С, при движении полностью нагруженного автомобиля с постоянной скоростью 80 км/ч): 95ºС

Моменты затяжки резьбовых соединений

Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости (резьба М14х1,5): 24-27 Н.м (2,5-2,8 кгс.м)

Болты крепления насоса охлаждающей жидкости (помпы) (резьба М6х1,5): 7,6-8,0 Н.м (0,8-0,8 кгс.м)

Гайки крепления патрубка термостата (резьба М8х1,5): 16,0-22,6 Н.м (1,6-2,3 кгс.м)

Болты крепления фланца трубы системы охлаждения к блоку цилиндров (резьба М6х1,5): 4,2-5,2 Н.м (0,4-0,5 кгс.м)

Болты крепления вспомогательных элементов двигателя (резьба М6х1,5): 6,7-8,2 Н.м (0,7-0,8 кгс.м)

Примечания и дополнения

На двигателе 21083 с карбюратором Солекс в систему охлаждения включен блок подогрева карбюратора, который позволяет улучшить запуск двигателя в холодную за счет прогрева блока дроссельных заслонок.

Еще статьи по системе охлаждения двигателя 21083

Элементы СО

Применяемая на ВАЗ 2109 система охлаждения работает при небольшом давлении. Изучив компоненты, вы узнаете про их функции и особенности.

Элемент

Особенности

Он обеспечивает эффективную, стабильную работу системы. Насос служит для перекачивания жидкости охлаждения, что способствует ее движению по малому или большому контуру. Насос состоит из корпуса, оси с расположенным на нем шкивом, соединяющим с ремнем ГРМ, и крыльчатки из пластика. Последняя дает возможность ОЖ перемещаться. Между осью и корпусом установлен подшипник, смазываемый тосолом. Из-за этого наличие воды в системе недопустимо. Иначе подшипник разрушится

Играет важную роль, хотя на практике СО может без него обойтись. Система работает так, что сначала движок разогревается до рабочей температуры (около 90 градусов по Цельсию), после чего требуется дополнительно охладить жидкость. Сначала ОЖ двигается по малому контуру — через рубашку в радиатор печки, а затем излишки возвращаются в расширительный бачок. Но при достижении рабочей температуры термостат начинает двигать поток ОЖ в радиатор. Термостат можно назвать механическим клапаном, автоматизирующим работы СО. Горячая жидкость, воздействующая на биметаллическую пластину термостата, деформирует ее, из-за чего клапан подачи ОЖ в радиатор может открываться или закрываться

В СО ВАЗ 2109 имеется пара радиаторов — печки и основной. Конструкция у них одинаковая вне зависимости от того, карбюратор у вас или инжектор. При этом есть между основным и печным радиаторами заметная разница. Основной больше по размерам, они выполняют разные функции, плюс у основного имеются отверстия для датчика, выключающего вентилятор. Если радиатор печки можно подключить к работе в любой момент, нажав кнопку, то основной радиатор работает в автоматическом режиме, когда достигаются определенные параметры работы СО

Расширительный бак с пробкой

Внутри СО поддерживается постоянное давление, что обеспечивает эффективную циркуляцию ОЖ. На ВАЗ 2109 система устроена так, что при высоком давлении жидкость закипает не при достижении 100 градусов, а при более высоких параметрах. От этого повышается надежность двигателя. Поддержка давления обеспечивается расширительным бачком с крышкой, парой механических клапанов — впуска и выпуска. Впускной клапан срабатывает, если давление падает до отметки 0,13 Атм. Второй подключается к работе в тот момент, когда давление оказывается выше 1,3 Атм.

Не стоит недооценивать роль патрубков и хомутов в СО, поскольку именно по ним осуществляется подача жидкости охлаждения в нужные точки. При замене ни в коем случае не используйте обрезки других патрубков, которые не соответствуют параметрам используемых ранее. Плюс если повредился хотя бы один патрубок, менять придется все в комплекте, а не отдельно

Посмотрев на радиатор (основной), внизу вы увидите пару проводов и устройство желтого цвета, закрученного в отверстие. Им является датчик выключатель электровентилятора. В блоке мотора также располагается другой датчик — температуры. Он передает информацию на электронный блок управления или указатель

Стандартно на ВАЗ 2109 устанавливают вентиляторы, оснащенные 4 лопастями. Но если вы хотите добиться большей эффективности, советуем заменить его на электровентилятор с 6 лопастями. Так увеличится поток воздуха, сохранив изначальную мощность и скорость вращения. Внутрь салона тепло от радиатора печки начинает поступать при открытии крана. Под капотом есть вентилятор, подключаемый через реостат. Он регулирует частоты вращения крыльчатки. Выключатель располагается под аудиосистемой, около рычагов управления заслонками отопителя.


Термостат

Планируя замену электровентилятор, выполнять работу следует через подкапотное пространство. Не требуется демонтировать улитку.


Насос СО

Зачем создаётся внутреннее давление

Разобравшись с давлением в системе охлаждения двигателя, многое станет понятным и очевидным.

Есть пример старых автомобилей. В них жидкость непрерывно циркулировала в моторе, нагревалась, забирая избыточное тепло, а затем охлаждалась в радиаторе за счёт встречного потока воздуха и воздуха от вентилятора, работающего принудительно.

Тогда в радиатор заливали обычную воду, и машина спокойно ехала. Но только часто было так, что водитель вынужденно останавливался посреди дороги, поскольку из-под капота начинал валить густой белый пар. Мотор попросту закипал, и вода начинала кипеть и активно испаряться. Именно это провоцировало появление густого белого дыма (пара).

Чтобы продолжить путь, приходилось остужать ДВС, заливать новую холодную воду и ехать. На то время такое понятие как закипание двигателя было знакомо практически каждому автовладельцу.

Скоро вы поймёте, зачем в системе охлаждения современного двигателя требуется давление. Причина закипания старых ДВС предельно простая. Вода в нормальных условиях при обычном атмосферном давлении кипит, когда температура достигнет 100 градусов Цельсия. Циркулируя по кругу, при большой нагрузке на мотор вода не успевает остыть, а потому кипит.

У современных антифризов, заливаемых в авто, температура кипения повысилась до 105-115 градусов Цельсия.

Теперь вспомните школьный курс физики, и сразу станет ясно, для чего в действительности нужно создавать давление в системе охлаждения. По мере роста давления растёт и температура закипания соответствующей жидкости.

Это существенно защищает моторы от эффекта закипания. Большинство двигателей в нормальных условиях нагреваются при работе до температуры 90-95 градусов Цельсия. Используя обычную воду и без давления внутри системы, буквально при небольшой перегрузке мотор закипал бы. А поскольку заливается антифриз, плюс температура кипения увеличилась за счёт создаваемого давления, то порог кипения отодвигается до отметки около 110-120 градусов Цельсия. Это позволяет даже при сильных нагрузках на ДВС исключать возникновение проблем.

А чтобы создать должный уровень давления в самой системе, разрабатывать какие-то особые технологии не пришлось. Для этого применяются замкнутые системы охлаждения. Жидкость в них постепенно нагревается по мере работы двигателя, образуется пар, и он создаёт то самое давление.

Крышка позволяет сбрасывать или нагнетать давление по мере необходимости

Это компактное, но очень полезное и важное устройство, работающее на благо системы охлаждения и всего двигателя

Замена

Комплект патрубков системы охлаждения ваз 2109

Если хотя бы один из патрубков вызывает сомнение, надо произвести замену всего комплекта системы охлаждения.

Демонтаж

  • В первую очередь, необходимо открыть пробку с расширительного бачка. Это необходимо выполнить, чтобы система охлаждения получила доступ воздуха.
  • Открыть кран отопления салона, повернуть рычаг вправо до упора.
  • Снять защиту картера, предварительно открутить болты крепления.
  • Очистить хорошо место возле сливной пробки радиатора и блока цилиндров, чтобы грязные остатки не попадали в сливаемый тосол.
  • Подставить приготовленную емкость сначала под сливную пробку радиатора.
  • Открыть ее, дождаться, когда стечет все.
  • Такую же работу проделать под блоком цилиндров.
  • Выждать полного слива тосола, после этого закрутить обе пробки – на радиаторе и блоке.

Замена охлаждения на ваз 2109

  • Открутить хомуты крепления трубок подачи и обратного возврата тосола с крана отопления. Он расположен в перегородке между отсеком двигателя, салона.
  • Снять резиновые патрубки, если тяжело поддаются немного прокрутить в разные стороны. Так как они будут заменяться тогда надо их подрезать вдоль острым ножом. Во время эксплуатации от горячего тосола патрубки прикипают к металлическим штуцерам. Поэтому их бывает трудно, даже с большим усилием снять.
  • С помощью плоской отвертки снять кран от моторного отделения.
  • Пассатижами отсоединить держатель от тяги привода крана отопления.
  • Кран надо прочистить, насосом продуть внутреннюю часть.
  • Последовательно проводить снятие всех остальных патрубков от двигателя, радиатора.

Установка

Перед их установкой следует:

Очистить все места соединений. Для этого аккуратно металлической щеткой по окружности каждого штуцера обработать все поверхности. Ветошью протереть после очистки. Убедиться в чистоте, так как оставшиеся мельчайшие частицы могут послужить заторами в системе охлаждения.

  • Хомуты предварительно до установки одеть на патрубки, в свободном положении. Если патрубки плохо натягиваются на штуцера, тогда жидким мылом смазать края штуцера.
  • Аккуратно натягивать патрубок, стараться ровно по диаметру, без перекосов.
  • После установки патрубка на место убедиться в плотности его прилегания к местам установки. Только после этого проводить затяжку хомутов.

  • Закончить установку, затяжку.
  • Еще раз пройти по всем соединениям, проверить затяжку пробок.
  • Залить тосол в расширительный бачок.
  • Выждать время минут 10. Потом долить еще.
  • Так как тосол должен пройти по всей системе, заполнить радиатор, блок, печку отопления.

Установка патрубков охлаждения

  • Закрыть пробку расширительного бачка.
  • Запустить двигатель.
  • Наблюдать за датчиком температуры. Если показания датчика пошли вверх положенного, заглушить двигатель.
  • Открыть аккуратно крышку бачка расширителя.
  • Нажимать с усилием на верхний патрубок от радиатора.
  • Постараться, чтобы вышел попавший в систему воздух. При необходимости проделать эту процедуру несколько раз.
  • Доливать тосол до положенного уровня в бачок. После положительного результата машина готова к эксплуатации.

Чтобы проводить работы своими руками необходимо изучить инструкции, просмотреть видео, ознакомиться с фото. После изучения и просмотра можно смело приступать к самостоятельному проведению замены патрубков охлаждения двигателя ВАЗ-2109. Цена:

  • комплект патрубков радиатора (3 штуки) с хомутами – 520-468 руб.,
  • патрубок пароотводящий – 65-58 руб.,
  • патрубок расширительного бачка – 86-77 руб.

Способ демонтажа винта качества

У карбюраторов «Солекс» нередко засоряется канал ХХ в самом корпусе, и чтобы его хорошо продуть, необходимо вынуть винт качества. Но этот винтик, как уже говорилось выше, имеет очень плотную посадку, и достать его нелегко. Существует несколько методов демонтажа детали, мы рассмотрим лишь один вариант.

Берем кусок старой антенны от любого радиоприемника, подбираем наружный диаметр так, чтобы трубка входила в канал корпуса карбюратора, обычно наружная толщина «съемника» равна около 4 мм. Отрезаем небольшой кусок, делаем на одном ее конце распил (где-то 1 см глубиной), по другому винту качества (запасному, или специально можно купить в магазине), проверяем, как плотно трубка насаживается на головку винтика.

Теперь можно откручивать винт и с помощью самодельного съемника доставать его из корпуса КУ.

Устройство системы охлаждения ВАЗ 21099 Карбюраторного двигателя

Итак, Вы запустили холодный мотор. Топливо, сгорая, нагревает цилиндры двигателя и камеры сгорания ГБЦ. Как головка, так и блок пронизаны сетью каналов, заполненных охлаждающей жидкостью (ТОСОЛом).

Циркуляцию ОЖ обеспечивает насос 17 («помпа»), приводимый в действие ремнём ГРМ. Нагретый ТОСОЛ выводится из ГБЦ через выходной патрубок 25, соединённый с ней каналом и через помпу снова попадает в блок. При этом, если открыт кран отопителя 21, жидкость прогревает (охлаждаясь сама) радиатор печки 22. И так по кругу, называемому малым.

При увеличении температуры ОЖ открывается клапан термостата 29 и ТОСОЛ начинает двигаться уже через радиатор 12 (по большому кругу).

Так как ТОСОЛ значительно увеличивается в объёме при нагреве, то нужно компенсировать недостаток пространства. Для этого есть расширительный бачок 1. Если бы его не было в системе, то в результате избыточного давления, как минимум, сорвало бы со штуцеров патрубки отопителя или радиатора.

Контролирует давление в системе клапан крышки расширительного бачка 2, предотвращая как потери жидкости, так и её преждевременное закипание.

Если температура жидкости поднимается до 99оС, замыкаются контакты датчика 9 и включается электровентилятор 15 радиатора. С 1998 года датчики выпускаются с усиленными контактами, поэтому включение вентилятора происходит без дополнительного реле в монтажном блоке.

Для контроля температуры в ГБЦ вкручивается датчик температуры 28, сигнал от которого выводится на указатель в приборном щитке.

Для подогрева карбюратора от впускной трубы отводится шланг 23.

Снятие и установка карбюратора

Монтаж и демонтаж производится в случае ремонта этого узла, его полной замены, а также для основательной промывки и чистки. Засориться КУ может, если автомобиль эксплуатируется по пыльным дорогам, а также в результате несвоевременной замены элемента воздушного фильтра.

Снятие и установка карбюратора ВАЗ-2109 совершаются очень просто, даже при начальных навыках автослесаря проделать такую работу своими руками способен почти любой водитель (автовладелец). Выполняем операцию по демонтажу следующим образом:

  • выключаем зажигание, открываем капот, снимаем верхнюю крышку, фильтрующий элемент, затем отворачиваем четыре гайки, крепящие корпус воздушного фильтра (КВФ);
  • ослабив хомуты, отсоединяем топливные шланги, откручиваем два крепления троса подсоса, убираем тросик в сторону, разъединяем фишки проводов электромагнитного клапана и датчика закрытия дроссельной заслонки;
  • также отсоединяем тросик газа, предварительно удалив возвратную пружину, шланг опережения угла зажигания, откручиваем гайки крепления самого карбюратора (тоже 4 шт.);
  • чтобы не терять тосол и не отсоединять патрубки с охлаждающей жидкостью, проще открутить винтик крепления блока подогрева, но он находится сзади корпуса, не в самом доступном месте;
  • в таком случае приподнимаем вверх открученный карбюратор, сдвигаем его вперед, находим положение, в котором удобно было бы демонтировать этот крепеж;
  • теперь ничего не мешает снять узел целиком.

Если КУ основательно прикипел к шпилькам и не сдергивается, можно аккуратно подстучать его у основания небольшим молоточком, пошатать руками из стороны в сторону. Как правило, после нескольких попыток устройство поддается, после его съема можно приступать к дальнейшим запланированным операциям, монтаж узла производится в обратном порядке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бит Стандарт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: