Какие амортизаторы лучше поставить на ваз

Какие амортизаторы лучше поставить на ВАЗ 2107? Улучшаем подвеску

Да и многие автолюбители, не увлекающиеся доводками машины, предпочитают заменить стандартные детали.

Какие амортизаторы лучше поставить на ВАЗ 2107? Для ответа на этот вопрос, нужно определить, какие амортизаторы можно установить на классику. Чаще всего используются 3 типа:

  • Масляные;
  • Газо-масляные с постоянной жесткостью;
  • Газо-масляные с переменной жесткость.

У всех перечисленных имеются свои особенности. Базовыми являются масляные, именно они устанавливаются на автомобиль на заводе. Также они рекомендованы производителем. Вопреки расхожему мнению, двухсторонние амортизаторы на классику не устанавливаются. Из-за особенностей конструкции их просто не закрепишь. Амортизаторы, применяемые для классики одинаковые, за исключением ВАЗ 2102 и 2104. На этих моделях сзади стоят более длинные и мощные амортизаторы.

Перед заменой амортизаторов следует подобрать подходящие именно для ваших условий эксплуатации. Ведь все они разные. И соответственно в зависимости от дороги и стиля вождения могут вести себя по-разному. Рассмотрим их характеристики подробнее:

  • Масляные амортизаторы как уже упоминалось, устанавливаются в штатной комплектации. Часто их называют «родными». В качестве рабочего тела у них используется масло. На классику устанавливаются только двухтрубные амортизаторы. Это позволяет делать их довольно надежными. Недостатком подобного типа демпферов является их медленная реакция. При движении с высокой скоростью амортизатор не успевает вернуться в работоспособное состояние, что в итоге заставляет машину качаться на пружинах. Такой вид амортизатора подойдет людям, не превышающим при движении скорости 90 км/ч;
  • Газо-масляные используют 2 типа рабочего вещества. Основную работу выполняет масло. Газ используется для стабилизации работы. Он устраняет избыток пены, что способствует более эффективной реакции амортизатора на изменение дорожных условий. При установке на Жигули заметно повышает ходовые качества. Практически исчезает раскачка на сравнительно небольших скоростях. Минусом является склонность к пропусканию резких ударов;
  • Газо-масляные амортизаторы с переменной жесткостью. Этот тип редко применяют на ВАЗовских машинах. Связано это с высокой стоимостью такого оборудования. У этого вида деталей имеется специальный электромагнитный клапан, он подстраивается под режим движения, и меняет количество газа в основной трубке амортизатора, таким образом, изменяя его жесткость.

Статья по теме «Какой лучше амортизатор, газовый или масляный».

Как правило, большая часть водителей останавливает свой выбор на простых масляных амортизаторах. Многие из них заменяют штатные запчасти на амортизаторы от Нивы. По креплениям они одинаковые, но «нивские» изначально более жесткие, что связано с использованием машины на плохих дорогах.

Газо-масляные устанавливаются на машину значительно реже. Обычно их используют люди, предпочитающие перемещаться на больших скоростях. Также их устанавливают при тюнинге, чтобы обеспечить больший комфорт. Регулируемые амортизаторы являются спортивным вариантом, и устанавливать их на машины, используемые в обычных режимах, не имеет смысла.

Как известно детали для ВАЗов производятся многими компаниями по контракту. И хотя они вроде бы должны быть одинаковыми, все равно существует разница в качестве и ходовых характеристиках.

Приобрести простые масляные амортизаторы можно любого производителя. Как правило, они по качеству не сильно отличаются. Газо-масляные варианты отечественными производителями практически не выпускаются, поэтому приходится искать варианты от зарубежных производителей. Чаще всего в магазинах можно встретить следующие марки:

  • Kayaba;
  • Sachs;
  • Koni.

Нужно отметить, что это далеко не все производители, а лишь более широко представленные на рынке. Если вы нашли товар других производителей, желательно поискать о них подробную информацию.

Заключение. Амортизаторы на классике достаточно надежны. Их замена требуется довольно редко, особенно при езде по ровным дорогам. Но все равно знать какие амортизаторы лучше поставить на ВАЗ 2107 необходимо. Ведь рано или поздно возникнет необходимость в замене. Заметить неисправность этого элемента конструкции можно по плавному раскачиванию автомобиля дажепри небольшой скорости.

Амортизаторы ВАЗ 2107

Несмотря на то что ВАЗовская «семёрка» представлена как люксовая версия ВАЗ 2105, конструкция передней и задней подвесок ничем не отличается от остальных классических моделей. Это касается и амортизаторов, которые своей работой устраивают далеко не всех владельцев.

Назначение и конструкция

Основная функция, которую выполняют амортизаторы в подвеске автомобиля — гашение колебаний и толчков, воздействующих на кузов при движении по неровностям. Эта деталь обеспечивает надёжный контакт колёс с дорожным полотном и сохраняет управляемость транспортным средством независимо от состояния дорожного покрытия. Конструктивно амортизатор состоит из двух элементов — поршня и цилиндра. В зависимости от типа демпфирующего устройства, внутри цилиндра располагаются камеры с маслом и воздухом или маслом и газом. Газовая или масляная среда оказывает сопротивление во время движения поршня, преобразовывая колебания в тепловую энергию.

Какие бывают

Существует несколько видов амортизаторов:

  • масляные;
  • газовые;
  • газомасляные с постоянной жёсткостью;
  • газомасляные со сменной жёсткостью.

Каждый вариант наделён своими преимуществами и недостатками.

Таблица: размеры задних оригинальных демпферов «семёрки»

Артикул Диаметр штока, мм Диаметр корпуса, мм Высота корпуса (без учёта штока), мм Ход штока, мм
21012915402 16 42 310 182

Масляные

Рабочей средой в масляных амортизационных элементах является масло. Преимущество таких изделий сводится к простой и надёжной конструкции. Этот тип демпферов может работать без проблем в течение нескольких лет без ухудшения ходовых качеств автомобиля. Из минусов стоит выделить медленную реакцию. Дело в том, что при движении на высоких скоростях демпфер попросту не успевает отрабатывать неровности и возвращаться в исходное положение, в результате чего машину начинает раскачивать. Амортизаторы такого типа рекомендуется устанавливать тем автолюбителям, которые передвигаются со скоростью не выше 90 км/ч.

Газовые

Изделия газового типа являются самыми жёсткими. Конструкция по сравнению с масляными демпфирующими элементами имеет две камеры: масляную и газовую, в которой используется сжатый газ (азот) под давлением 12–30 атм. Используются такие амортизаторы в гоночных авто и на некоторых внедорожниках.

Газомасляные с постоянной жёсткостью

Конструкция демпфера такого типа является двухтрубной, т. е. во внешней трубе есть внутренняя труба. Изделие имеет два поршня с клапанами, содержит газ под давлением 4–8 атм. и масло. При сжатии штока амортизатора часть масла остаётся во внутренней трубе и работает как в масляном демпфере, а часть переходит во внешнюю трубу, в результате чего газ сжимается. При расжатии газ выталкивает масло, возвращая его во внутреннюю трубу. За счёт такой работы обеспечивается плавность, приводящая к сглаживанию толчков. Такие амортизаторы менее жёсткие по сравнению с газовыми, но и не такие мягкие, как масляные.

Газомасляные со сменной жёсткостью

На «Жигулях» демпферы с изменяемой жёсткостью практически не используются, что обусловлено высокой стоимостью таких изделий. Конструктивно в таких элементах есть электромагнитный клапан, который автоматически подстраивается под режим эксплуатации автомобиля. В процессе подстройки изменяется количество газа в главной трубке демпфера, в результате чего меняется жёсткость механизма.

Видео: виды амортизаторов и их отличие

Где расположены

Амортизаторы задней подвески «семёрки» установлены возле колёс. Верхняя часть демпфера прикреплена на шпильке к кузову автомобиля, а нижняя посредством кронштейна фиксируется на заднем мосту.

Улучшение ходовой части ВАЗ-2107

Классика хорошо зарекомендовала себя на российских дорогах и наверняка ещё нескоро уйдёт на заслуженную пенсию. Этот автомобиль обычно используют люди со средним достатком. Он достаточно недорогой в обслуживании и имеет хорошие технические характеристики. Есть у него небольшие заводские изъяны, которые замечали, наверное, все, кто эксплуатировал эту машину. Достаточно разместить в салоне несколько человек, как автомобиль заметно просаживается. Это говорит об очень слабой и недоработанной подвеске.

Конечно, лучше и удобнее тюнинг подвески ВАЗ-2107 делать в специализированных мастерских, где могут предложить различные способы решения этой проблемы. Но главная проблема, как известно, финансы, поэтому здесь каждому нужно решить для себя как быть, в зависимости от своих возможностей. В основном пытаются сделать тюнинг подвески ВАЗ-2107 своими руками. Другими словами, хотят видеть хороший эффект за небольшие деньги. И в принципе это оправдано.

Тюнинг ходовой ВАЗ-2107 желательно делать одновременно. То есть не частями, которые стареют и уже с новыми деталями не будут гармонировать. Лучше к этому делу основательно подготовиться и усилить подвеску своего транспорта.

Амортизаторы для ВАЗ 2101-2107

Амортизаторы для семейства ВАЗ 2101-2107 (классические модели ВАЗ), как и все амортизаторы, выпускаемые компанией SS20 для других автомобилей, имеют несколько вариантов исполнения: «Стандарт», «Комфорт-Оптима», «Шоссе» и «Спорт». Наличие разных вариантов настроек позволяет выбрать амортизаторы, подходящие именно под ваш стиль вождения.

Преимущества амортизаторов SS20 для ВАЗ 2101-2107 («классика»)

  • возможность выбора характеристик «Стандарт», «Комфорт», «Шоссе» или «Спорт»;
  • стабильность характеристик в тяжелых условиях работы (за счет большего объема жидкости и улучшенного охлаждения) без снижения характеристик демпфирования;
  • увеличенный ресурс;
  • расширенный рабочий диапазон температур от -50˚С до +100˚С;
  • гарантия 1 год без ограничения пробега;
  • стабильность характеристик и бесшумность работы амортизаторов в течение всего срока службы.

Гарантия

  • Описание
  • Купить

Амортизаторы ВАЗ 2101-2107 (эти модели ВАЗ имеют более привычное название — «классика»), как и все амортизаторы, выпускаемые компанией SS20 для других автомобилей, имеют несколько вариантов исполнения: это «Комфорт», «Шоссе» и «Спорт». Наличие разных вариантов настроек позволяет выбрать амортизаторы, подходящие именно под ваш стиль вождения.

Передние амортизаторы SS20 для ВАЗ 2101-2107

Задние амортизаторы SS20 для ВАЗ 2101-2107

Семейство автомобилей ВАЗ классической компоновки в народе заслужило репутацию простых и достаточно надежных в эксплуатации недорогих машин. При этом уровень ездового комфорта и плавность хода также внесли заслугу в любовь наших соотечественников к ВАЗовской классике. Но за те годы, что семейство продержалось на конвейере, возросли и скорости движения, и требования к управляемости автомобилей. В данный момент можно с уверенностью сказать, что в современных условиях, при движении как в городе, так и по трассам, автомобили семейства ВАЗ 2101-2107 заставляет снижать скорость и не обеспечивает приемлемого уровня управляемости и устойчивости на скоростях даже 90 км/ч

Поэтому при разработке и тестировании амортизаторов 2101-2107 основное внимание уделялось улучшению управляемости автомобиля с максимальным сохранением комфорта, и улучшению поведения автомобиля на загородных трассах

Корпус амортизаторов на «классику» производства SS20 увеличен по сравнению со стандартными амортизаторами, что позволило не только увеличить объем масла, но и применить поршни большего диаметра, что существенно снизило удельные нагрузки на элементы клапанной системы и увеличило их ресурс. Применены поршни с «юбочкой», обеспечивающие отличное уплотнение и стабильность характристик амортизатора при увеличенном сроке эксплуатации. Нижний и верхний сайлентблоки переднего амортизатора имеют оригинальную конструкцию, превосходящую заводской амортизатор на семейство ВАЗ 2101-2107 по надежности, и демпфирующей способности.

Таким образом, амортизатор на «классику» (ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107) марки SS20 — это надежная конструкция, которая позволит вам забыть о ряде проблем, возникающих при эксплуатации автомобиля со стандартными амортизаторами. Кроме того, с продукцией SS20 вы обезопасите себя от подделок: все товары SS20 имеют фирменную упаковку, наклейки, и ударно-точечную маркировку.

Основной признак неисправности, как и у любого другого элемента подвески, – это глухой стук в одной из частей автомобиля. Он может усиливаться со временем. Стук говорит о том, что амортизатор был пробит. Если он масляный, на подъемнике вы увидите, как он дал течь. В основном амортизаторы на ВАЗ-2107 служат по 70-100 тысяч километров в зависимости от состояния дорог и манеры езды.

Для выполнения данной операции нам необходим набор инструментов. Если это задние амортизаторы ВАЗ-2107, потребуется ключ на 19 и головка с воротком такого же размера. Для передних амортизаторов понадобится более обширный набор. Это ключи на 6, 13 и 17 миллиметров. Также нам понадобится домкрат, упоры, молоток, деревянный брусок, щетка по металлу и универсальная смазка (ВД-40 или «жидкий ключ»).

Какие амортизаторы выбрать на ВАЗ?

Итак, сегодняшнюю нашу статью мы посвятим амортизаторам, а именно вопросу, какие амортизаторы лучше выбрать и установить на свой ВАЗик. Проблема выбора новых амортизаторов встает не слишком часто, но ввиду того, что от этого выбора зависит не только комфорт, а так же и управляемость и наша с вами безопасность, то выбор достаточно серьезный и должен быть весьма осознанный. Амортизаторы отличаются не только производителем, но так же и типом – масляные амортизаторы, газо-масляные, регулируемые.

Регулируемые нас вряд-ли заинтересуют – подобного рода амортизаторы применяются на дорогих авто и управляются электроникой, автоВАЗу до таких нововведений еще ой как далеко, а вот касаемо первых двух озвученных типов – вот тут можно и обсудить

Особенно важно правильно выбрать качественные амортизаторы, ведь на них обычно идет постоянная повышенная нагрузка, и управляемость авто тоже во многом зависит от их состояния. Ведь амортизаторы в первую очередь гасят колебания кузова, которые возникают в процессе движения автомобиля

Вам доводилось передвигаться за рулем или хотя бы в качестве пассажира на автомобиле с «убитыми в хлам» аммо? Мне да, ощущение что едешь по желе, машина раскачивается на пружинах как «чертик из табакерки». Ехать очень страшно, она неуправляема. Итак, вернемся к выбору амортизаторов.

Газо-масляные – идеальное решение для тех, кто в основном передвигается по трассам, ибо, благодаря повышенной жесткости они улучшают управляемость и устойчивость авто на трассе, в поворотах, и т.д. Из минусов – при езде по неровной поверхности (а большинство наших дорог из себя представляют именно неровную поверхность, или того хуже, стиральную доску советского периода), машину будет изрядно трясти, проглатывать так кочки она не будет. Ну а вот масляные как раз таки идеально подходят для комфортного передвижения по пересеченной местности. Лично мой выбор – именно масляные амортизаторы, которыми наши ВАЗики комплектуются с завода. Касаемо производителя – тут лучше прошерстить профильные форумы. Кого-то заводские СААЗ устраивают на 100%, некоторые довольствуются качеством FENOX (хотя многие утверждают, что качество запчастей этой марки – лотерея). Лично у меня на ВАЗ-2107 стояли передние суппорта фенокс, помпа, все без нареканий. Откатали немеряно. Многие предпочитают HOLA, но по максимуму хороших отзывов – это конечно KYB Exel-G. У меня стояли аммортизаторы BOGE (масляные) – как по мне – идеальные. В общем пища для размышлений подкинута, окончательный выбор за вами, а ответить на все ваши вопросы мы готовы у нас на форуме или в нашей группе Вконтакте! До новых встреч.

Какие бывают амортизаторы

На классику реально установить один из трех видов:

  • масляные;
  • газомасляные со сменной жесткостью;
  • газомасляные с постоянной жесткостью.

Как правило, у каждого типа есть свои достоинства и недостатки. Стандартные амортизаторы – масляные, которые идут с завода. Это является рекомендацией от производителя.

Что касается двусторонних амортизаторов – их нельзя поставить на ВАЗ, потому как их невозможно закрепить традиционным способом. Потребуются кардинальные изменения в системе креплений.

Амортизаторы, подходящие для ВАЗ 2107, можно ставить и на другие модели данного производителя. Исключением являются 2104 и 2102 – на эти машины устанавливаются более длинные и мощные амортизаторы.

Какие выбрать амортизаторы для автомобиля?

Вы пробовали ездить на своей Ваз-2107 или другой машине без амортизаторов? Даже не пытайтесь! Получится ехать только по идеально ровной дороге, а по кочкам и ухабам, даже мелким, быстрее 40 км/ч ехать не получится – автомобиль будет «сползать» в сторону уклона или от центра поворота. Отсюда вытекает главная роль амортизаторов – гасить (демпфировать) колебания колес при проезде неровностей дороги не допуская их отрыва от дороги.

С назначением разобрались, теперь рассмотрим то, что предлагают производители.

Основные типы автомобильных амортизаторов

Двухтрубные масляные амортизаторы.

Масляный двухтрубный амортизатор

Давно знакомый и проверенный временем тип амортизатора. Гашение энергии колебаний идет за счет проталкивания рабочей жидкости через калиброванные отверстия клапанов. Часть жидкости при этом вытесняется в наружный резервуар. Такой амортизатор создает сопротивление и на ходе сжатия (вниз), и на ходе отбоя (вверх). Хорошо работают на крупных неровностях, обеспечивая высокую плавность хода. При быстрой езде по неровностям типа «стиральная доска» теряют эффективность из-за вспенивания рабочей жидкости и перегрева. Подходят сторонникам спокойного стиля вождения. Стоимость изделий производства России колеблется в пределах 500 – 700 рублей. При монтаже следует учесть, что этот тип амортизатора не любит, когда его переворачивают «вверх ногами».

Газонаполненные амортизаторы

Двухтрубные и однотрубные амортизаторы, в которые добавлена полость, заполненная газом (чаще азотом) под давлением от 3 атм. Это давление не дает жидкости вспениваться и такой амортизатор сохраняет эффективность даже при скоростной езде по неровной дороге. Производители выпускают такие изделия, обычно, под маркой «спорт», «драйв» и т.д. Однотрубные газонаполненные амортизаторы отличаются тем, что имеют улучшенную теплоотдачу (не перегреваются). Цена таких изделий в России начинается от 3000 рублей за пару и может уходить очень высоко вверх для «навороченных» фирменных изделий. Если вы любитель «погонять», то присмотритесь к этой категории. Кстати, эти изделия не требовательны к положению в пространстве.

Амортизаторы газовые с выносной камерой

Амортизатор с выносной камерой

Выносная камера- это компенсационная полость, как у двухтрубного амортизатора, но выполненная в виде отдельного резервуара. Такая схема дает сочетание надежности и стабильности двухтрубного амортизатора, с его увеличенным объемом жидкости и газа, с хорошей теплоотдачей однотрубного. А наличие сжатого азота делает такую конструкцию очень привлекательной для длительных скоростных заездов по пересеченной местности. Недостаток данного изделия – повышенная сложность и относительно высокая цена. За изделие на фото просят 10000 рублей.

Пневматические системы

Для повышения комфорта, плавности хода и расширения настроек подвески к амортизаторам придумали добавлять камеры, которые можно заполнять сжатым воздухом под разным давлением. Так мы можем уменьшить крены в повороте, удерживать постоянный клиренс при разной нагрузке, «поднимать» машину на бездорожье и прижимать ее к дороге на больших скоростях. Применяют такие системы на внедорожниках премиум-класса, автобусах и магистральных грузовиках. Каждая фирма создает свои программы для управления электроникой подвески и постоянно работает над их улучшением.

Про подвеску и амортизаторы можно написать целые тома, но и того, что приведено в этой статье, вполне достаточно для правильного и осознанного подбора амортизаторов под ваши условия и стиль вождения.

Требуемые инструменты для самостоятельной замены

Для того чтобы замена передних амортизаторных стоек своими руками прошла успешно, рекомендуется предварительно подготовить приведенный ниже список инструментов.

Таблица — Инструменты, необходимые для замены передней багажной полки

Имя Примечание
Наклхед «за 13», «за 14», «за 15», «за 16», «за 17», «за 18» и «за 19»
Кольцевой гаечный ключ «на 17», «на 22», «на 19»
Вороток С храповым механизмом
Устанавливать Можно заменить любым прочным металлическим стержнем
Молоток Средний размер
Ключ с открытым концом “9»
Воздушный шар ключ Для ослабления и завинчивания колесных креплений
Проникающая смазка Например, «Жидкий ключ» или WD-40
Стартер Пара весенних галстуков
Джек Поднять машину
Поддержка безопасности Возможна замена со снятым колесом

Готовим инструменты

Для того чтобы успешно заменить передние стойки на ВАЗ-2110 своими руками нам потребуется:

  • Набор розеток (от 13 до 19 включительно).
  • Набор ключей (на 17, 19 и 22).
  • Устанавливать.
  • Молоток.
  • Фиксированный ключ на 9.
  • Балонник.
  • Смазка «Жидкий ключ».
  • Металлическая щетка (при необходимости).
  • Пружинные стяжки (не менее двух).
  • Заводской кот.

Для замены переднего амортизатора не обязательно иметь подъемник или яму. Нужно только поднять часть тела. Для успешного ремонта передней стойки ВАЗ-2110 достаточно поставить ее на ровную твердую поверхность.

Приступаем к работе

Сначала ставим на машину стояночный тормоз или подкладываем отбойники под задние колеса. Далее открываем капот и откручиваем гайку, которая крепит кронштейн к стойке подвески

Обратите внимание, что сам шток может смещаться. Для исправления нужен ключ на 9

Далее нужно снять колесные шпильки и подвесить перед автомобиля на домкрат (с правой или левой стороны, в зависимости от того, какую стойку вы поставите первой). Сняли руль и обработали гайки, крепящие рейку к поворотному кулаку, смазкой Liquid Key.

При наличии грязи и отложений ржавчины элемент предварительно обрабатывают металлической щеткой.

Далее откручиваем гайку, которая крепит гарнитуру к рукоятке. С помощью монтировки и молотка снимаем палец с рычага. На следующем этапе откручиваем нижние гайки крепления рамы ВАЗ-2110. Их всего два.

Далее отводим рейку в сторону, чтобы она была свободна от поворотного кулака. Затем откручиваем верхнее крепление элемента (на стаканах в моторном отсеке) Имейте в виду, что стойка под весом может упасть и повредить другие элементы подвески, а также тормозные шланги. Необходимо поддерживать демпфирующий элемент при его отвинчивании. Помощь второго человека не будет лишней.

Разбираем стойку

Итак, после того, как работа выполнена, деталь можно смело вынимать наружу. Теперь нам нужно подтянуть пружины с обеих сторон, затем открутить гайку, которая крепит скобу к раме и снять ее. Внимательно осмотрите упорный подшипник.

Если смазки нет или он шумит при вращении, дальнейшим операциям не подлежит. Если пробег автомобиля более 100 тысяч, элемент в любом случае меняют на новый. В противном случае у вас могут возникнуть проблемы через 5-10 тысяч километров.

Как дальше заменить амортизатор на ВАЗ-2110 своими руками? На следующем этапе разбираем пыльник и приклад.

Их можно «пересадить» на новый демпфирующий элемент, если они не были в комплекте (кстати, иногда стойки продаются в комплекте с пружинами, а другие «с шарнирами»). Затем можно приступать к сборке и установке нового элемента. Сначала монтируются пружины, затем подпятник с уплотнительной манжетой и резиной.

Доработка по усилению ходовой

Немаловажным является обработка шпилек, которые находятся на нижнем рычаге от коррозийного износа. Прежде чем заворачивать гайки, их нужно предварительно смазать. На кончики шпилек можно наплавить пластмасс. Для этого можно взять любую вещицу из пластмассы, отрезать кусочек, прислонить к кончику шпильки и подплавить.

Дополнительно можно усилить кронштейны стабилизатора. Для этого рекомендуется на них наварить специальные уголки из стали. Затем произвести антикоррозийную обработку.

Качественный тюнинг для ходовой ВАЗ-2107 делает машину более надёжной и удобной в использовании.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бит Стандарт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: