Причины проблем со сцеплением и переключением передач на мотоцикле

Неисправности и регулировка сцепления мотоциклов Иж

Возможны два вида неисправности сцепления: неполное выключение дисков и буксование. В случае буксования мотоцикл не развивает скорость при увеличении оборотов коленчатого вала. В числе причин этой неисправности могут быть: износ дисков, недостаточное давление пружин вследствие потерей ими упругости или слабо завинченных регулировочных гаек, неправильная регулировка механизма сцепления. При неполном выключении сцепление «ведет», колесо мотоцикла продолжает вращаться при полностью нажатом рычаге управления. Тут также возможно причина в неправильной регулировке или же эта неисправность может иметь место при применении густого масла, особенно в холодную погоду. В первую очередь, обнаружив одну из неисправностей сцепления, попробуйте устранить ее путем правильной регулировки. Во первых необходимо отрегулировать зазор в механизме выключения, это делается с помощью регулировочного винта, расположенного на правой крышке двигателя. Для этого вам понадобятся отвертка и ключ на 13 мм. Ключом ослабьте затяжку контргайки и отверткой заверните винт до упора, а затем поверните его в обратную сторону на полоборота – один оборот. Затяните ключом контргайку. Во вторых, после этого отрегулируйте свободный ход рычага с помощью регулировочного винта троса на левой рукоятке руля. Он должен быть в пределах 5-10 миллиметров. Правильность регулировки сцепления можно проверить таким способом: поставьте мотоцикл на подставку, включите первую передачу и попробуйте вручную с силой провернуть заднее колесо. Если регулировка правильная, вам этого сделать не удастся. Теперь необходимо выполнить еще одну проверку: на полное выключение сцепления. Для этого в том же положении (мотоцикл на подставке, заднее колесо не касается земли) заведите двигатель, включите первую передачу. Затем полностью выжмите рычаг управления сцеплением и нажмите на задний тормоз, колесо должно остановиться. Отпустите тормоз, сцепление выжато, при правильной регулировке колесо должно оставаться неподвижным. Если оно начинает вращаться при нажатом рычаге, необходимо ослабить регулировочный болт на правой стороне двигателя.

Для проверки легкости хода троса сцепления в оболочке, нажмите на рычаг и резко отпустите. Рычаг должен пружинисто вернуться в исходное положение. Возможно стоит смазать трос несколькими каплями жидкого масла, например автола.

Особенности настройки сцепления

Правильность выполненной настройки сцепления имеется возможность проверить при помощи осуществления нажатия на педаль в любую из сторон. При перемещении первого конца рычага на 3-5 мм от нейтрального положения не должно оказывать воздействия на нажимной диск, то есть он не должен перемещаться. После завершения данной процедуры имеется возможность отрегулировать ручной выжим при помощи специализированного винта для осуществления настройки. После этого выполняется сборка сцепления ИЖ Юпитер 5, при которой необходимо максимально строго придерживаться последовательности всех необходимых действий.

Фотоотчет: Ремонт сцепления мотоцикла «Иж-Планета», «Иж-Юпитер»

Из чего состоит сцепление

Чтоб не ломать сцепление, нужно знать не только как оно работает поверхностно и какие его функции, но и с каких деталей оно состоит. К основным составляющим частям относят ведомую и ведущую части, механизм отключения и нажимную систему.

Момент вращения двигателя передается от маховика на детали ведущей части, последние в свою очередь передают крутящий момент на ведущий вал КПП. Момент трения обеспечивается благодаря нажимному механизму, который благодаря плотному сцеплению ведомой и ведущей части, дает долгожданный результат движения.

Немаловажным считается выключение сцепления. Так один диск, на котором расположены периферическим образом пружины, расположено в чугунном картере, тот в свою очередь располагается в блок-картере двигателя.

В ведущую часть входит кожух сцепления и маховик, последний в свою очередь крепится к маховику коленчатого вала за счет шести специальных болтов. Нажимной диск размещается в средней части кожуха. Вращающий момент нажимного диска передается от маховика через три выступления, которые имеются в диске и входят в окна кожуха. Ведомый диск, ступица, ведущий вал коробки смены передач являются основными и обязательными составными ведомой части сцепления.

По обе стороны ведомого диска размещены фрикционные накладки, изготовлены из медно-асбестового состава (или же иного металлоасбестового состава), которые выдерживают необычайно высокую температуру и известны своими фрикционными свойствами. Со ступицей ведомый диск соединен заклепками либо же через пружины. Эти пружины являются составной частью пружинно-фрикционного гасителя вращающихся колебаний (то есть демпфера)

МЕХАНИЗМ СЦЕПЛЕНИЯ

Механизм сцепления представляет собой устройство, в котором происходит передача крутящего момента за счет работы сил трения. Механизм сцепления позволяет кратковременно разъединять двигатель и коробку передач, а затем плавно их соединять. Элементы механизма заключены в картер сцепления, который крепится к картеру двигателя.

Механизм сцепления состоит из:

  • картера и кожуха,
  • ведущего диска (которым является маховик двигателя),
  • нажимного диска с пружинами,
  • ведомого диска с износостойкими накладками.

Ведомый диск постоянно прижат к маховику нажимным диском под воздействием сильных пружин. За счет огромных сил трения между маховиком, ведомым и нажимным дисками, все это вместе вращается при работе двигателя. Но только тогда, когда водитель не трогает педаль сцепления, независимо от того едет ли или стоит на месте автомобиль.

Для начала движения машины, необходимо прижать ведомый диск, связанный с ведущими колесами к вращающемуся маховику, то есть — включить сцепление. И это сложная задача, так как угловая скорость вращения маховика составляет 20 — 25 оборотов в секунду, а скорость вращения ведущих колес – ноль.


Сцепление включено

На первом этапе работы по включению сцепления — приотпускаем педаль, т.е. даем возможность пружинам нажимного диска подвести ведомый диск к маховику до их легкого соприкосновения. За счет сил трения диск, проскальзывая некоторое время относительно маховика, тоже начнет вращаться, а автомобиль потихоньку ползти.

На втором этапе – удерживаем ведомый диск от какого-либо перемещения, т.е. на две — три секунды удерживаем педаль сцепления в средней позиции для того, чтобы скорость вращения маховика и диска уравнялись. Машина при этом увеличивает скорость движения.

На третьем этапе — маховик вместе с нажимным и ведомым дисками уже вращаются вместе без проскальзывания и с одинаковой скоростью, 100%-но передавая крутящий момент к коробке передач и далее на ведущие колеса автомобиля. Это соответствует состоянию механизма сцепления – включено, автомобиль едет. Теперь остается только полностью отпустить педаль сцепления и убрать с нее ногу.

Если при начале движения педаль сцепления резко бросить, то автомобиль «прыгнет» вперед, а двигатель заглохнет.

Для выключения сцепления водитель нажимает на педаль, при этом нажимной диск отходит от маховика и освобождает ведомый диск, прерывая передачу крутящего момента от двигателя к коробке передач. Нажимать на педаль сцепления следует достаточно быстрым, но не резким, спокойным движением до конца хода педали.


Сцепление выключено

освоив работу с педалью сцепления в три этапа

Неисправности сцепления

Возможные неисправности, которые могут появиться во время эксплуатации мотоциклов ИЖ.

Буксует сцепление ИЖ Юпитер ИЖ Планета причины

Неисправность заметна при резком разгоне. Увеличиваем обороты, а мотоцикл не разгоняется. Тоже самое происходит при езде в крутом подъеме при увеличении нагрузки. Мотоцикл не может преодолеть препятствие, останавливается, хотя обороты коленчатого вала не падают. Диски сильно нагреваются и быстро изнашиваются. Эксплуатировать технику в таком состоянии нельзя нужно найти причину и устранить.

Данная неисправность говорит, что диски слабо прижаты друг к другу.

Причин может быть несколько:

  • Регулировка проведена не правильно
  • Пружины потеряли былую упругость
  • Диски износились стали тоньше
  • Износ деталей привода

Серьезной неисправностью может быть заедание троса привода управления. Причина в повреждении оболочки и образовавшейся ржавчине под ней. Нежна чистка и смазка, лучше замена.

Проверить и промыть сам механизм настройки находящийся в правой крышке двигателя. Мелкие частички дорожного песка, с водой попавшие в механизм могут тормозить работу. После выжима рычага детали не возвращаются в исходное положение.

Ведет сцепление ИЖ Планета ИЖ Юпитер причины

Муфта ведёт – это когда рычаг выжат до конца, а при включении скорости мотоцикл сразу начинает движение его невозможно остановить. Нажимаешь на тормоз, двигатель глохнет. Это говорит о том, что муфта не полностью отключена.

Основная причина в пружинах, которые сжимают диски. Диски не равномерно ослаблены и местами крепко соприкасаются друг с другом. Нужна правильная настройка пружин.

Слишком большой свободный ход рычага управления на руле. Если не поддается настройке заменить изношенные детали управления.

Нужно проверить толкатель, который находится внутри первичного вала коробки передач. Возможно, стержень стал короче.

Обязательно проверить наличие шарика. Часто при разборке он выкатывается и его теряют.

Шарик находится в нутрии первичного вала двухцилиндрового двигателя между толкателем и упорным стержнем.

У одноцилиндрового агрегата шарик находится в правой крышке между винтом с контрольной гайкой и упорным стержнем в первичном валу коробки.

  1. ИЖ Планета 5 обзор характеристик мощность вес видео
  2. Выпрямитель-регулятор напряжения
  3. Установка зажигания
  4. Генератор ИЖ 281.3071
  5. ИЖ Планета 4 замок зажигания
  6. Неисправности мотоцикла ИЖ
  7. Воздушный фильтр мотоцикла ИЖ Планета 4
  8. Мотоцикл ИЖ 56 технические характеристики
  9. Мотоцикл ИЖ Юпитер разборка и сборка коробки передач

вверх страницы

Регулировка сцепления ИЖ Планета 5:

  • Снимаем лапку переключения передач и кикстартер. Далее откручиваем все болты на левой крышке картера и аккуратно снимаем ее.
  • Временно накидываем ножку переключения передач и включаем первую, а лучше 4 передачу. Вращаем заднее колесо по ходу движения, наблюдая за соосностью прижимного диска (4).
  • Мелом отмечаем болты (1), которые соответствуют стороне выступающей при вращении больше всего. Притягиваем болт который ближе всего к выступу, а затем проверяем натяжку расположенных рядом. (Если диск не имеет перекосов, то сразу переходим к следующему шагу)
  • Теперь нужно проверить насколько выступают болты (1). В руководстве по эксплуатации указана оптимальная длина выступа 4.5 – 5 мм. Однако эти данные соответствуют новому пакету дисков. Пакет явно будет требовать замены, когда выступ болтов составит 2 и меньше мм.
  • С пакетом дисков мы разобрались, теперь нужно настроить механизм выключения, а точнее его свободный ход. Для этого переходим к правой крышке. На ней расположена регулировочная гайка (16) и винт (17).
  • Закручиваем гайку до упора, так, чтобы сцепление при этом не отжималось. Затем отворачиваем ее на четверть или пол оборота, фиксируя винтом.
  • Осталось установить свободный ход рычага на руле. Для этого воспользуемся регулировочным винтом и выставим 5 мм зазора.

На этом регулировка сцепления ИЖ Планета 5 закончена. Осталось собрать левую крышку и залить масло в механизм.

Когда сцепление требует настройки?

Регулировка сцепления ИЖ Планета 5 требуется в двух случаях:

  1. Сцепление «буксует». В данном случае диски сцепления присоединены друг к другу неплотно из-за чего происходит проскальзывание ведущих дисков и неполная передача крутящего момента. Заметить это можно в отставании фактических оборотов двигателя и разгона мотоцикла. Особенно заметно при резких разгонах или движении в горку. Такая ситуация может происходить если пружины не создают достаточного усилия или нет свободного хода в приводном механизме. Реже проскальзывание может означать износ пакета дисков. Чаще всего проблема решается простой настройкой, в других случаях проводится разборка, замена пакета и сборка сцепления ИЖ Планета 5.

Сцепление «ведет». Противоположная история, при которой диски имеют частичное соединение все время. Выражается это в пинках при включении первой передачи, попытке мотоцикла уехать при выжатом рычаге или проворачивании вывешенного заднего колеса на включенной передаче. Причиной может быть перекос положения прижимного диска, а также увеличенный зазор на механизме включения или рычаге муфты.

Нередко пробуксовка сцепления и пинки при переключениях появляются не из-за более простой и частой проблемы – износ троса. Прежде, чем приступить к полной или частичной настройке самого механизма убедитесь, что трос привода находится в удовлетворительном состоянии, он надежно закреплен с обеих сторон и легко движется внутри оплетки. Ведь если он растянулся или заржавел, то может закисать и тогда начинается пробуксовка муфты.

Процедура настройки

Настройка карбюратора К-65 в различных транспортных средствах производится по определенной технологии. От правильности выполнения всех этапов процесса зависит стабильная, ровная работа мотора, расход топлива, долговечность двигателя. Поэтому к этому процессу необходимо подойти ответственно.

В первую очередь настраивается правильная пропорция топливной смеси. Для этого сначала замеряется уровень бензина в поплавковой камере. При наличии отклонений в этой системе смесь может быть слишком бедной или богатой. Если соотношение воздуха и бензина будет выдержано неправильно, со временем появятся проблемы во многих системах.

Далее необходимо провести настройку иных устройств карбюратора. Проводится регулировка главной дозирующей системы

Водитель должен обратить внимание на пусковой механизм. Регулировка оборотов мотора выполняется на холостом ходу

Последовательно производя эти действия, можно добиться стабильной, качественной работы всех систем мототехники.

10 thoughts on “Фотоотчет: Ремонт и сборка сцепления мотоцикла «Иж-планета»”

А вот насчет ненужности последнего металлического диска ты неправ.Он нужен.Иначе вместо него его часть крутящего момента будет воспринимать нажимной диск,а через что он будет его передавать?Через шпильки,которые быстро расшатает,и вообще они для этого не предназначены.Так что пакет дисков должен заканчиваться металлическим.А так ты все делаешь красиво,со знанием дела.Молодец)!

Кст,видел,некоторые этот последний диск приваривают к нажимному.Что это дает-не очень понятно,говорят,вроде чуть четче выключается сцепление

Хочу маленько исправить, все в статье верно написано, но диск сцепления не из пластика, а из ферадо.

Почему звезда коленвала получается ниже корзины сцепления? То есть зубья относительно друг друга не лежат в одной плоскости. Звезда садится намного ниже корзины, в чем проблема?

Ясно и понятно . Спасибо

Пост конечно интересный, но вопрос о последнем диске спорный. Я бы предпочел его ставить.

Очень полезная и детальная статья! Огромное спасибо автору!

Последний диск должен стоять металлический!

Здравствуйте! Скажите от какого Ижа подойдет внутренний барабан сцепления на древность Иж Планета-58, кто в курсах?

Проверка барабана корзины сцепления

Первым делом проверяем храповый механизм ножного запуска. Именно на него приходится основная нагрузка. Переворачиваем корзину сцепления храповиком к себе, снимаем стопорное кольцо и разбираем храповик.

Осматриваем зубья храповика: они должны быть острыми без сколов и других повреждений. Если зубья будут смятыми или поломанными — заводная лапка 100% будет проскальзывать. Многие мучаются с этой проблемой греша на густое масло или на слабую пружину — на самом деле причина проскальзывания лапки кроется в храповике.

Если зубья на корзине не изношены — храповик целесообразно переклепать: купить новый в магазине или снять с другой корзины и приклепать. Я переклепывал несколько корзин и ходили они без всяких проблем до «победного»…

Пример зубьев храповика в идеале.

Часто и густо, клепки на храповике ослабляются и если вовремя этого не заметить — их срезает. Чтобы этой неприятности с вами не произошло — пошевелите пальцами храповик. Если он будет шататься — высверливайте старые клепки и клепайте по-новой. Протяжка старых клепок как правило ничего не дает.

Если делаете сцепление «для себя» и надолго — обязательно проверьте в каком состоянии находятся зубья под моторную цепь.

Если зубья уже стали заворачиваться в обратную, то такую корзину следует сразу выкинуть на помойку. Толку с нее уже не будет: повысится шум работы, будет 100% жрать моторную цепь и не ровен час, когда в один «прекрасный» день зубья оближет и будите вы потом долго и нудно толкать свой драндулет…

Пример изношенных зубьев.

Нередки случаи, когда корпус корзины лопается. К сожалению корпус изготовлен их чугуна и заварить его будет проблематично. Если найдете трещины на корпусе — попробуйте найти сварщика, который занимается сваркой цветных металлов так называемого «аргонщика» они обычно берутся за сварку чугуна.

Пример трещин корпуса корзины. По большому счету, эту корзину можно еще спасти: снять фаски на трещинах, заварить и проточить швы на токарном станке. Но зубья под моторную цепь у нее были изношены и я ее выкинул.

Регулировка карбюратор К-68 на мотоцикле ИЖ Планета-5

Карбюратор К-68И устанавливался на мотоцикл Иж Планета-5 чаще других. При его правильной настройке и должном уходе, мотоцикл заводится быстро, работает ровно и без нареканий.

Для регулировки карбюратора К-68И понадобится плоская отвертка, плоскогубцы, линейка. Для наглядности и удобства регулировки, воспользуйтесь схемой устройства карбюратора К-68.

Алгоритм регулировки карбюратора Иж Планета-5:

  1. Первым делом необходимо проверить уровень топлива в поплавковой камере. Откручиваем отверткой болты крышки камеры и снимаем ее. Переворачиваем карбюратор и замеряем линейкой расстояние от корпуса карбюратора до верхнего края поплавков. Оно должно равняться 26 ± 5 мм. В случае отклонения параметров, язычок поплавков плоскогубцами подгибается в соответствующую сторону. При этом, ни в коем случае нельзя нарушить параллельность поплавков.
  2. Устанавливаем зазор в 2 мм между дроссельной заслонкой и нижней частью смесительной камеры путем регулировки винта 11. Затем проверяем положение иглы дросселя. Необходимое положение иглы – средняя канавка. Остальные канавки сделаны для перемещения замка иглы и настройки соответствующего качества топлива в зависимости от климатических условий.
  3. После всех вышеприведённых действий приступаем к самому главному этапу – настройке холостого хода. Регулировочный винт качества холостого хода 15 (расположен вертикально с левой стороны карбюратора) заворачивают до упора, а потом отворачивают на 1-1,5 оборота. Запускаем двигатель и прогреваем на протяжении 5 минут. Винтом регулировки количества смеси 11 (расположен горизонтально с левого бока карбюратора) устанавливаем минимально устойчивые обороты двигателя. Параллельно с этим медленно отворачиваем винт 15 до тех пор, когда обороты двигателя перестанут возрастать. Именно момент снижения числа вращения оборотов коленчатого вала будет оптимальным для определения положения регулировочного винта 15. Снова уменьшаем обороты двигателя винтом 11 и выкручивая винт 15, находим новое оптимальное положение дроссельной заслонки. Повторять эту операцию нужно до тех пор, пока не установятся самые минимальные, но при этом устойчивые обороты коленчатого вала двигателя.
  4. Резким поворотом рычага газа на холостом ходу проверяем правильность регулировки (качество смеси). Если при резком открытии дросселя двигатель глохнет либо плохо набирает обороты, винт 15 нужно немного закрутить, тем самым обогатив смесь. В случае, когда двигатель глохнет при закрытии дросселя, винт 15 следует немного открутить.
  5. Также правильность регулировки можно проверить по цвету центрального изолятора свечи зажигания. После настройки карбюратора на мотоцикле проезжают расстояние 5-10 км и выворачивают свечи из головки цилиндра. Нагар темного цвета свидетельствует о слишком богатой смеси. Светлый цвет (белесый или песочный) говорит о том, что смесь бедная. Нормальный рекомендуемый цвет свечи коричневый либо кирпичный.
  6. Также стоит помнить про свободный ход троса газа 1-3 мм. Если его не будет, регулировка дроссельной заслонки будет некорректной. Свободный ход выставляется при помощи регулировки специального болта, расположенного под колпачком 18.

На видео ниже наглядно представлена настройка карбюратора К-68И на мотоцикле Иж планета-5.

https://youtube.com/watch?v=hYa2vXAlVno

Неисправность сцепления IZH Planet

Возможные неисправности, которые могут возникнуть во время работы мотоцикла IZH. Начнем с проскальзывания сцепления. Эта ошибка указывает на то, что диски слегка прижаты друг к другу.

Причины могут быть несколько:

  • Неправильная настройка
  • Пружины потеряли прежнюю эластичность
  • Диски изношены стали тоньше
  • Износ частей привода

Провода сцепления. это когда рычаг выжимается до конца, и муфта не полностью отключена. Диски не равномерно ослаблены и в местах, плотно контактирующих друг с другом.

Основная причина в пружинах, которые сжимают диски.

Смонтировал сцепление, диски поставил пробковые.

Решился на экспкримент, не понравится так верну стандартные. Для настройки исльзовал электронный штангнциркуль, по 4мм от головки гайки до болта.

Металлических дисков теперь поубавилось. Все еще думал по поводу успокоителя цепи, но пока не стал заморачиваться и собрал без него. Думаю, что на следующий год. Ну а вижим сцепления стал в разы легче. Раньше усилий надо было приложить поблее, сейчас же почти как у иномарок.

Мне нравится Мне нравится 2

Другие записи в этом бортжурнале

Снова редкость. Замок зажигания, поддон в бардачек.

Время идет, а я все так же потихоньку продолжаю комплектовать мотоцикл оригинальными запчастями. На этот раз на просторах авито были найдены. Читать далее

Крепление воздушного фильтра.

Я как всегда, охотник за редкими деталюхами) Заходя на рынок, случайно обратил внимание на мотор от иж юпитер 2, на нем то я и увидел э. Читать далее

Собрал мотор.

После дозапила прошневой и мелких доработок началась сборка мотора. Прокладки были вырублены самостоятельно. Под цилиндра запханы лат. Читать далее

Комментарии

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии

буксовать не будет?

  • Ответить
  • 16 ноября 2021 года в 05:36
ИЖ Юпитер 5 “МРАЗОТА”

Этот мотоцикл купили мои родители на свадебные деньги в 1988г. а в 1994 поставили в гараж так как в семье появилась машина. В 2007 он достался мне, таи начались наши отношения. А по другому и не назвать) мы с ним как кошка с собакой, любим испытывать наши нервы на прочность. 2007г. Вытащил из сарая рядом с курятником. Отмыл от гОвен, завёл, и с небольшими ремонтами ездил. 2009г. Мотор умер а средств на ремонт не было. 2010г. Полная разборка, покраска, капиталка мотора с заменой валов, подшипников, сальников, прокладок, поршневой. Спустя месяц поршневая сгорела (ибо тогда я еще не был наномехаником и про тепловой зазор ничего не слышал) По итогу была куплена поршневая комплектом с новыми цилиндрами в сборе короч. 2011г. Апрель. в 13км от дома раскрылся замок цепи и распотрошил задний кожух звезды (в простонародье гитара) и это было последней каплей. После этого мотоцикл был ногой запихан в сарай со словами: ИЗЫДИ ИСЧАДИЕ СОВЕТСКОГО МОТОПРОМА! И был куплен новый YBR125. 2015г. Душа затосковала по другу, старые обиды были забыты, а товарисЧ был перевезён от бабушки ко мне в гараж. 2021г. Попытки оживить этот сарай были тчетны. День танцев с бубном у контактного зажигания утомили в край. Куплено оптическое зажигание и ЗАВЕЛОСЬ! и не просто завелось а ПОЛЕТЕЛО. 2021г. Решил доработать мотор а раму не трогать. Но потом всё как всегда, решил упороться по полной. Снова полная разборка и тут Остапа понесло!

Переключатель П-200

Переключатель света с кнопкой звукового сигнала (расположен на руле с левой стороны). Для коммутации цепи ближнего и дальнего света используется переключатель типа П-200 со встроенным кнопочным включателем звукового сигнала на три рабочих положения: нейтральное – лампа головного света выключена; крайнее правое – включен ближний свет; крайнее левое – включен дальний свет.

Кнопка звукового сигнала имеет подвижный контакт, подсоединенный к массе, и неподвижный, соединенный с одним из проводов, идущим от клеммы звукового сигнала. При нажатии на кнопку контакты замыкаются, и замыкается цепь сигнала.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бит Стандарт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: