Общее описание ИЖ-49
Модель ИЖ-49 представлена двуствольным внутрикурковым ружьем, стволы 16 калибра, расположение – горизонтальное. Стабильность боя обеспечивается двумя качественно спаянными стволовыми трубками с тройным запиранием на пару подствольных крюков. Совмещение бойков с курками жесткое. С того момента, как оружие поступило в продажу, многие охотники выражали недовольство, что жесткие бойки рвут капсюля, и только с 1953 г. ситуация изменилась – ружье ИЖ-49 получило курки с бойками возвратного действия. Взвод происходит в момент открывания ружья.
ИЖ-49 снабжен автоматическим предохранителем, защищающим от случайных нажатий. Предохранительная кнопка располагается на хвостовой части колодки. Курки спускаются плавно, на цевье имеется рычажная защелка. Ложе исполнено в пистолетном варианте. Для него и цевья в изготовлении использовали древесину грецкого ореха. Этот же материал шел на изготовление приклада на ИЖ-49, на котором ставилось заводское клеймо в виде геральдического щита, а внутри его находилась звезда.
Ружье ИЖ-49 с горизонтальным расположением стволов и замками в колодке и тройным запиранием ствольного блока создавалась на базе давно испытанной модели с ударным механизмом Энсон-Дили. Среди новинок, освоенных Ижевским заводом к середине двадцатого столетия, она заняла первое место по крупносерийному выпуску. Этому способствовало появившееся к тому моменту на заводе нужное оборудование для массовых выпусков.
В 1950 г. на Московской выставке охоты и собаководства ружье ИЖ-49 было удостоено малой золотой медали и диплома первой степени. Ружье сыграло положительную роль в развитии охотничьего хозяйства СССР, дав в руки охотников надежное, относительно дешевое оружие.
Недостатками модели ИЖ-49 были слишком большой вес, неудовлетворительный баланс (центр тяжести у ружей рядовой выработки находится в 82 мм от казенного среза стволов), грубоватая внешняя отделка.
Работа по созданию ИЖ-49, его серийный выпуск позволили заводу накопить необходимый опыт конструирования и производства двуствольных ружей. Опираясь на этот опыт, учитывая замечания и пожелания охотников, Ижевский механический завод разработал новую, более совершенную модель, ружье ИЖ-54, которое пришло на смену ИЖ-49.
Ходовые элементы
Телескопическая вилка советского мотоцикла ИЖ-49 агрегирует с защитным щитком (крылом), там же приспособлен тросик спидометра и привод фронтального тормоза. В верхней части руля предусмотрена параболическая фара с встроенной системой зажигания и учетчиком скорости. В этом же отсеке расположены зеленая и красная лампочки, выполняющие роль индикатора электросети. На рассматриваемом мотоцикле не предусмотрен аккумулятор, схема функционирует от магнето.
Подвижка руля осуществляется в диапазоне 35 градусов в обе стороны. Колонка корректируется по высоте и фиксируется с учетом роста водителя. В правой части топливного бака имеется рукоятка ручного переключения скоростей, повторяющий ножной аналог. Оба варианта идентичны, мотоциклист выбирает максимально удобный для себя способ.
Плюсы и минусы
Указывая на сильные и слабые стороны какого-либо мотоцикла, сравнивать его надо с «одноклассниками», что особенно актуально при обзоре винтажной техники. Поэтому Иж-49 мы будем сравнивать с советскими байками, более-менее современными ему, а не с мототехникой XXI века, иначе будет трудно сохранить объективность.
Преимущества
- Высокая надёжность. Даже сейчас, спустя столько лет, эти мотоциклы продолжают ездить! Если, конечно, за ними следить должным образом.
- Ремонтопригодность. Если вы не ставите себе целью добиться 100% аутентичности, то вернуть старичка «сорок девятого» к жизни будет несложно с помощью других подходящих запчастей.
- Наличие боковой коляски. Большинство экземпляров выпускалось без неё, но это не значит, что нельзя найти коляску отдельно.
Недостатки
- Отсутствие запчастей. Найти их крайне трудно, а всё-таки встречающиеся в продаже б/у детали обычно стоят дорого.
- Возраст всех сохранившихся экземпляров. Самым молодым из них в 2021 году стукнуло уже шестьдесят два года.
- Отсутствие поворотников. Конечно, можно всегда показать направление поворота взмахом руки, но Иж-49 придётся оформлять, как особую раритетную технику, в противном случае у сотрудников ГИБДД возникнет масса вопросов к его конструкции.
Достоинства и недостатки
Данная модель открыла послевоенное производство охотничьего гладкоствольного оружия для массового потребителя. Многое требовалось дорабатывать и усовершенствовать. Поэтому у ИЖ-49 преимуществ было очень немного. Основным преимуществом можно назвать доступность этого ружья: цена была небольшая и его мог позволить себе любой желающий гражданин, благо что ружье выпускалась большими партиями.
Недостатков было куда больше и они касались технической стороны. Ружье достаточно часто давало осечки, потому как капсуль в импортных патронах (своих тогда почти не было) не накалывался, а полностью пробивался, так как пружины были слишком сильные. Осечки как правило случались в самый неподходящий момент.
Ружье очень плохо переносило низкие температуры, что выражалось в осечках и отказах, а учитывая географию страны это стало настоящей проблемой.
Все эти технические недоделки копились, изучались и принимались к сведению. Но уже не было никакого смысла совершенствовать эту модель, потому что ей на смену уже спешила другая, поистине ставшая легендарной.
К положительным качествам ружья ИЖ-49 относятся следующие:
- отличная спайка стволов гарантирует качественный бой;
- по длине стволы бывают разных вариантов, некоторые даже – в штучном исполнении;
- стрельба из бумажных и металлических патронов ведется с одинаковой кучностью;
- автоматический предохранитель повышает уровень эксплуатационной безопасности.
Будет справедливо наряду с положительными качествами перечислить имеющиеся недостатки:
- Многие охотники указывали на солидный вес оружия, много недовольств эксплуатация ИЖ-49 вызывала во время зимнего сезона. Уже тогда многим становилось ясно, что ружье необходимо дорабатывать или заменять.
- Балансировка считалась наиболее слабой стороной ружья, вызывала массу нареканий. Этот недостаток мешал быстрому прицеливанию, что на охоте создавало серьезные проблемы.
- Центр тяжести приходится на 82-й мм ствольного среза, что не совсем удобно при стрельбе – такую конструкционную особенность приходилось постоянно учитывать.
- Внешняя отделка смотрится грубовато и некачественно, должных восхищений не вызывает.
- Пружины сверхмощные, тонкостенные капсюля импортных патронов от их ударов деформируются.
В наше время уже редко можно увидеть ИЖ-49 на охоте. Если вдруг и встречается старенькая дедовская двустволка, то это сразу же становится предметом для сравнения и восхищения раритетным оружием. Современное производство охотничьего оружия все больше стремится к полуавтоматам. Лишь старые охотники и истинные ценители охотничьего стрелкового оружия имеют в своем арсенале потертый, но рабочий экземпляр ИЖ-49.
Минск
Первый вариант модели М1А разработали на основе немецкого мотоцикла DKW RT-125.
В 1951 году Минский велосипедный завод переквалифицировали под выпуск мотоциклов.
Модель М1А получилась компактной. Одноместный мотоцикл. Заднее колесо безрессорное. Удары при езде смягчались пружинами, которые располагались под сиденьем. Спереди – вилка с одной пружиной. Двигатель работал на бензине марки А-66. Максимальная скорость: 70 км/ч.
В 1956 году с конвейера сошел М1М пружинными амортизаторами, вилкой с коротким рычагом. Легкий мотоцикл дорожного класса. Двигатель 5 л.с. Максимальная скорость: 75 км/ч.
В 1961 году обобщили опыт эксплуатации М1М выпустили модель М-103 или Конек-Горбунок».
Мотоцикл оснастили гидравлическими амортизаторами, телескопической вилкой. Сиденье осталось одноместным. Для пассажира продавались подножка, дополнительное седло.
В 1964 выпускают М-104. Модель получает официальное название «Минск».
Мотоцикл рассчитан на водителя с пассажиром. Увеличилась мощность двигателя: 5,5 л.с. Максимальная скорость: 75 км/ч.
В 1967 собирают самую трудоемкую модель М-105. «Минск» приобретает: цилиндр алюминиевой рубашкой, коробку передач четыре ступени, спидометр подсветкой, стоп-сигнал, новый двигатель мощностью 7 л.с.
Его скорость увеличилась до 80 км/ч.
В 1971 году выпустили модель М-106 с багажником, двенадцати литровым топливным баком.
Мощность мотора увеличивается до 9 л.с. Максимальная скорость передвижения: 85 км/ч.
«Минск» 1973 года выпуска представили в более современном виде. Модель запомнилась формами: бензобака, ящиков для инструмента, крышек картера.
С конвейера сходит ограниченное количество моделей «Спорт». Мотоцикл снабдили спортивным рулем, убрали багажник. На байк установили переднее крыло. Двигатель перевели на бензин марки АИ-93.
ИЖ (мотоцикл) 49
Сорок девятый ИЖ выполнен в традиционных тонах завода-изготовителя. Классический средний байк, предназначенный для передвижения по городу, не более: характеристики не позволяют. С собой наездник может перевозить дополнительного пассажира. Для него предназначено отдельное седло.
ИЖ-49 выпускался как двухколесный мотоцикл, но иногда разработчики прикрепляли к нему коляску, что бывало редко. Всё-таки «сорок девятый» запомнился всем одиночным мотоциклом.
На сегодняшний день данный байк сложно назвать хорошим. Технические характеристики слабые, внешний вид не такой уж и завораживающий, а про динамические параметры лучше молчать. Теперь его не видно на дорогах, но он еще живет. В истории ИЖ-49 остался навсегда.
Ремонт и тюнинг
Когда речь заходит о настолько древней мототехнике, её простота становится палкой о двух концах. С одной стороны, с подобной конструкцией разобраться сможет даже начинающий механик, а с другой, в ней применены некоторые специфические решения, которые могут изрядно удивить более опытного мотоциклиста, привыкшего к современным мотоциклам.
Ремонт
При желании отремонтировать в этом мотоцикле можно всё. Однако, надо иметь в виду, что всё это железо старше, чем его владелец, и относиться к нему надо бережно. Годы, к сожалению, берут своё, и случайно сорвать головку источенного многолетней коррозией болта легче, чем кажется.
Запчасти
Найти оригинальные запчасти на ИЖ 49 крайне трудно, так как они не выпускались с 60-х годов прошлого века. Кое-что подходит от других моделей Ижевского производства, да и в целом подобрать что-нибудь можно всегда. Однако, оригинальные узлы для реставрации придётся поискать, и они стоят дорого. В магазинах их не бывает, искать желательно на досках объявлений и на форумах владельцев советской мототехники.
Тюнинг
Попытку подвергнуть древний байк колхозному тюнингу вместо того, чтобы восстановить его до оригинала, нужно приравнивать к вандализму. Этот раритет хорош именно в оригинальном состоянии, и любые попытки «улучшить» его обречены на провал. Но те экземпляры Иж49, которые уже никогда никуда не поедут, сами иногда становятся донорами для других кастомов.
Технические характеристики Иж-49 мотоцикла:
Длина/Ширина/Высота — 2120/770/980 мм.Клиренс этого двухколесного составляет 140 мм.Сухая масса достигает показателя в 150 кг.Максимальная скорость сорок девятого ижа — 90 км. в час.Объем бензобака составляет 14 литров.Расход топлива мото ИЖ 49 стартует от 4,5 л. бензина на 100 километров пройденного пути (растворят с малом в пропорции 25 к 1).Ход поршня цилиндра — 85 мм.Диаметр цилиндра — 72 мм.Объем двигателя достигает отметки в 346 куб.см.Показатель сжатия составляет 5,8 к 1.Предельная мощность мотора достигает 11,5 лошадиных сил на 4000 оборотов в минуту.Карбюратор — «К28».Тип сцепления — масляное, многодисковое.КПП — на 4 передачи.Тип шасси — рама штампованного, сварного типа.Тип тормозной системы — колодочного типа.Шины сорок девятого
Советский мотоцикл ИЖ-49 представляет собой двухколесный моторный аппарат средней категории для дорог с твердым покрытием. Легендарная машина выпускалась Ижевским комбинатом в период с 1951 по 1958 год. За время серийного производства с конвейера сошло более полумиллиона экземпляров. Раритетный байк имеет многолетнюю историю, является экспонатом в музее автомобильной старины (г. Владивосток). Также эту технику можно встретить в выставочных залах Москвы, Риги, Минска, Санкт-Петербурга. Модель в свое время была востребована на всем постсоветском пространстве. рассмотрим особенности и характеристики этой «легенды».
Микрохирургия глаза
Миллионы врачей, получив диплом, горят желанием помогать людям, мечтают о будущих свершениях. Но большинство из них постепенно теряют прежний запал: никаких стремлений, одно и то же из года в год. У Федорова энтузиазм и интерес к профессии год от года лишь рос. Спустя всего шесть лет после института он защитил кандидатскую диссертацию, а в 1960 году в Чебоксарах, где он тогда работал, провел революционную операцию по замене хрусталика глаза на искусственный. Подобные операции проводились за рубежом и ранее, однако в СССР считались чистым шарлатанством, и Федорова уволили с работы. После этого он стал заведующим кафедрой глазных болезней в Архангельском мединституте. Именно здесь в его биографии началась «империя Федорова»: вокруг неуемного хирурга собрался коллектив единомышленников, готовый к революционным изменениям в микрохирургии глаза. В Архангельск потянулись люди со всей страны с надеждой снова обрести утраченное зрение, – и они действительно прозревали. Инновационного хирурга оценили и «официально» – вместе со своей командой он перебрался в Москву. И начал творить совершенно фантастические вещи: делать коррекцию зрения при помощи кератотомии (особых насечек на роговице глаза), пересаживать донорскую роговицу, разработал новый метод оперирования глаукомы, стал пионером лазерной микрохирургии глаза.
Технические характеристики
Для 50-х годов XX века мотоцикл ИЖ49 был довольно неплох, если говорить о его технической составляющей. Правда, заслуга советских конструкторов в этом невелика, так как байк даже после модернизации на 90% схож с оригинальным «немцем», разработанным ещё в 40-х годах. Стоит отметить крепкую ходовую часть и неплохую скорость, которую он способен развить на прямой дистанции.
Двигатель
Одноцилиндровый двухтактный мотор воздушного охлаждения неплохо себя зарекомендовал. Рабочий объём движка – 346 см³, а максимальная мощность, которую он способен развить – 11,5 л.с. (на отметке в 4000 об/мин). В этом и кроется основное отличие двигателя ИЖ 49 от современных «одностволок» – в отличие от них, он не любит высокие обороты. Питается он с помощью архаичного карбюратора К-28Б, но, если вы не ставите себе целью провести стопроцентно точную реставрацию, его можно заменить на любой другой. Максимальная скорость, до которой мотор способен разогнать байк – 90 км/ч.
Трансмиссия
Конструкторы оснастили байк 4-ступенчатой КПП, что было великолепным техническим решением по меркам той эпохи. Даже в 60-е годы многие мотоциклы выпускались с 3-ступенчатыми КПП, но ИЖ 49 и его немецкий предок в этом вопросе опередили своё время. Верхняя передача, четвёртая, является прямой, передаточное число на ней равно единице, так что на неё лучше переключаться уже после достижения желаемой скорости. Интересно, что переключать передачи можно как лапкой КПП, так и рукой, с помощью закреплённого возле бензобака рычага.
Ходовая часть и тормоза
Каким мог быть мотоцикл, спроектированный в середине прошлого столетия? Если вы думаете, что его ходовая состоит из донельзя примитивной стальной рамы, простеньких пружинно-гидравлических амортизаторов и барабанных тормозных механизмов, то вы абсолютно правы. Это сейчас подобная конструкция смотрится приветом из каменного века, но семьдесят лет назад она считалась вполне передовой. Так что соответствующих современным стандартам ходовых качеств от мотоцикла ИЖ 49 ожидать не стоит.
Электроника
Никакой сложной электронной начинки в этой модели нет. Простенькое зажигание с магнето, полтора метра проводов, фара головного света, задний фонарь – вот и всё, даже аккумулятора нет. Да что уж там, даже поворотники конструкцией не предусмотрены! Впрочем, чем проще – тем надёжнее, а уже одно то, что мотоцикл отметил свой, как минимум, шестидесятилетний юбилей, говорит о том, что он действительно надёжен.
Вес
Сухая масса байка без коляски составляет порядка 150 кг. Это немного, сравнимо с современными малокубатурниками, и субъективно мотоцикл не кажется тяжёлым. Разумеется, ИЖ 49 с боковой коляской весит куда больше, но с ней он получает и третью точку опоры, так что его вес перестаёт играть какую-либо роль.
Управляемость
Угол наклона телескопической вилки очень невелик, а неподрессоренная масса сведена к минимуму усилиями конструкторов. Благодаря этим факторам байк управляется очень неплохо, гораздо лучше, чем можно было бы ожидать от конструкции 70-летней давности. Конечно, недостаточно жёсткая рама и примитивные подвески вносят свои коррективы в процесс управления, но в целом байк ведёт себя удовлетворительно даже по современным меркам.
Расход топлива
Точный показатель расхода топлива зависит от состояния мотоцикла, его комплектации (с коляской или без), стиля езды и некоторых других факторов. Объём бензобака составляет 14 литров, а расход в среднем составляет порядка 6-7 литров на 100 км пути. Но есть один нюанс: высокооктановый бензин не очень хорошо подходит для архаичного двигателя ИЖ 49, а другого топлива, более для него подходящего, взять, увы, негде.
Автомат
С 1913 года изобретатель Владимир Григорьевич Федоров приступает к работам, заключающимся в испытаниях автоматической винтовки (ведущей стрельбу очередями) под патрон калибра 6,5 миллиметра, которая являлась плодом его разработки. Уже спустя три года такими винтовками уже вооружают солдат 189-го Измаильского полка. Но серийный выпуск автоматов удалось развернуть лишь после окончания революции. На вооружении отечественной армии оружие конструктора находилось вплоть до 1928 года. Но, согласно некоторым данным, в период Зимней войны с Финляндией войсками все же использовались некоторые экземпляры автомата Федорова.
Цветная фотография
Если раньше всё происходящее стремилось попасть на бумагу, то теперь вся жизнь направлена на получение фотографии. Поэтому без этого изобретения, ставшего частью маленькой, но насыщенной истории фотографии, мы бы не увидели такой “реальности”. Сергей Михайлович Прокудин-Горский разработал особую фотокамеру и представил своё детище миру в 1902 году. Эта камера была способна делать три снимка одного и того же изображения, каждый из которых пропускался сквозь три совершенно разных световых фильтра: красный, зеленый и синий. А патент, полученный изобретателем в 1905 году, можно без преувеличения считать началом эры цветной фотографии в России. Это изобретение становится намного качественнее наработок зарубежных химиков, что является важным фактом ввиду массового интереса к фотографии по всему миру.
СТЕЛС
Российские мотоциклы бренда «Стелс» выпускаются компанией «Веломоторс». Это более осовремененные модели двухколесных транспортных средств, которые выпускаются с 1996 года.
Компания выпускает разные виды мотоциклов: эндуро, дорожные, чопперы. Вот некоторые популярные модели «Стелс»:
- Дорожный мотоцикл «Стелс 600 Бенелли» (Stels 600 Benelli) стоимостью в 350 000 рублей. Является самым мощным во всей линейке дорожных мотоциклов от бренда. Быстрый и легкий, плавно маневрирует в городской потоке и легко преодолевает расстояния автомагистралей. Стоимость – около 320 000 рублей.
- «Стелс 450 эндуро» (Stels 450 Enduro) хорошо преодолевает дороги с любым покрытием. На нем легко проделывать трюки и удерживать транспорт на скоростях. Мотоцикл отличается послушанием в управлении из-за надежной тормозной системы и внедорожной плотной резины на алюминиевых дисках. Стоимость – около 215 000 рублей.
Представленные в статье мотоциклы продолжают выпускаться в России по сей день, хотя данная отрасль в стране развита не на должном уровне. Многие из производителей ведут свою историю со времен СССР. На российских дорогах отечественные мотоциклы встречаются реже, чем заграничные, поскольку во многом уступают им.
Раритетная ценность
Мотоцикл «Иж-49» (фото, представленые на странице, демонстрируют его во всей красе) — достаточно элегантная машина из далекого прошлого, и она может украсить любую коллекцию автомототехники. Модель практически отсутствует на рынке. Если удается найти экземпляр, то чаще всего он восстановлению не подлежит. Мотоцикл «Иж-49», цена которого сегодня доходит до трех тысяч долларов, является мечтой многих ценителей двухколесных раритетов.
Тюнинг в большинстве случаев к «Иж-49» не применяется, так как это машина такого класса, когда лучше восстановить мотоцикл, чем видоизменять его в угоду фантазии владельца. Лучшей наградой хозяину будет талантливо отреставрированный мотоцикл «Иж-49». Фото машины, получившей вторую жизнь, станут памятью для потомков.
Описание мотоцикла Иж 49 с фото
Будучи одним из первых успешных серийных байков дорожного типа, данный советский железный конь считается гордостью удмуртских мото среднего класса. Изначально конструкторы снабдили этого двухколесного всем, что необходимо при езде на различных дорожных покрытиях. Причем в путешествие на нем мотоциклист может отправляться вместе с одним пассажиром. Массовое производство мото Иж-49 осуществлялось в Ижевске, начиная с 1951-го года и заканчивая далеким 1958-м. Интересно, что временами этот байк выпускался в версии с боковым прицепом. Прототипом для создания вышеуказанного железного коня послужил немецкий мотоцикл DKW, оборудование для производства которого было вывезено советскими властями после победы над фашистами. Оно являлось частью репараций, которые враг должен был заплатить за свои злодейства против соотечественников.
Изначально при использовании оборудования от «DKW» в Удмуртии производились мотоциклы Иж -350. Сорок девятая же модель пришла им на смену с началом 1950-х. Именно последняя линейка двухколесных пришлась по душе массовому советскому потребителю.
Иж 49 мотоцикл, купить который на то время могли многие соотечественники, начал пользоваться особой любовью в народе благодаря передовой на то время телескопической технологии передней вилки и модернизированным задним гидравлическим амортизаторам.
Сорок девятый ИЖ в деталях
До того, как мото Иж-56 полностью вытеснил вышеуказанный раритетный байк, удмуртский завод успел выпустить больше, чем пол миллиона экземпляров сорок девятого. В ремонте и обслуживании каждый представитель последнего по праву можно сравнить с другой отечественной гордостью — Автоматом Калашникова. Разобраться в одноцилиндровом двухтактном моторе этого железного коня могут даже подростки. Привычная система воздушного охлаждения, а также практическое применение классической возвратно-петлевой продувки цилиндров с двух сторон в дополнение к типичным механизмом приготовления рабочей смеси (бензин + воздух) в карбюраторе указывает на простоту работы двигателя мото.
Как и у более свежих моделей данного производителя, Иж 49, фото которого вы видите, был обустроен движком с передним расположением кривошипной камеры и задним позиционированием КПП. Запускался же этот силовой агрегат привычно при использовании кик-стартера (заводной ножки), а его КПП переключалась при использовании горизонтально размещенной педали. Оба эти механизма находятся в левой части двигателя.
Спидометр работал благодаря установленном на переднем колесе приводном редуктору. Среди таких же не отличительных особенностей мото Иж 49, цена рабочей версии которого в наши дни стартует от 1000 долларов, вы найдете и способ установки фары с контрольными лампочками. Все это монтируется на передней вилке байка. В корпусе фары, помимо сигнальных ламп, нашлось место и для спидометра. Интересно, что руль такого железного коня способна двигаться на 70° (по 35 градусов в обе стороны).
Технические характеристики
Для 50-х годов XX века мотоцикл ИЖ49 был довольно неплох, если говорить о его технической составляющей. Правда, заслуга советских конструкторов в этом невелика, так как байк даже после модернизации на 90% схож с оригинальным «немцем», разработанным ещё в 40-х годах. Стоит отметить крепкую ходовую часть и неплохую скорость, которую он способен развить на прямой дистанции.
Двигатель
Одноцилиндровый двухтактный мотор воздушного охлаждения неплохо себя зарекомендовал. Рабочий объём движка – 346 см³, а максимальная мощность, которую он способен развить – 11,5 л.с. (на отметке в 4000 об/мин). В этом и кроется основное отличие двигателя ИЖ 49 от современных «одностволок» – в отличие от них, он не любит высокие обороты. Питается он с помощью архаичного карбюратора К-28Б, но, если вы не ставите себе целью провести стопроцентно точную реставрацию, его можно заменить на любой другой. Максимальная скорость, до которой мотор способен разогнать байк – 90 км/ч.
Трансмиссия
Конструкторы оснастили байк 4-ступенчатой КПП, что было великолепным техническим решением по меркам той эпохи. Даже в 60-е годы многие мотоциклы выпускались с 3-ступенчатыми КПП, но ИЖ 49 и его немецкий предок в этом вопросе опередили своё время. Верхняя передача, четвёртая, является прямой, передаточное число на ней равно единице, так что на неё лучше переключаться уже после достижения желаемой скорости. Интересно, что переключать передачи можно как лапкой КПП, так и рукой, с помощью закреплённого возле бензобака рычага.
Технические характеристики
Для 50-х годов XX века мотоцикл ИЖ49 был довольно неплох, если говорить о его технической составляющей. Правда, заслуга советских конструкторов в этом невелика, так как байк даже после модернизации на 90% схож с оригинальным «немцем», разработанным ещё в 40-х годах. Стоит отметить крепкую ходовую часть и неплохую скорость, которую он способен развить на прямой дистанции.
Двигатель
Одноцилиндровый двухтактный мотор воздушного охлаждения неплохо себя зарекомендовал. Рабочий объём движка – 346 см³, а максимальная мощность, которую он способен развить – 11,5 л.с. (на отметке в 4000 об/мин). В этом и кроется основное отличие двигателя ИЖ 49 от современных «одностволок» – в отличие от них, он не любит высокие обороты. Питается он с помощью архаичного карбюратора К-28Б, но, если вы не ставите себе целью провести стопроцентно точную реставрацию, его можно заменить на любой другой. Максимальная скорость, до которой мотор способен разогнать байк – 90 км/ч.
Трансмиссия
Конструкторы оснастили байк 4-ступенчатой КПП, что было великолепным техническим решением по меркам той эпохи. Даже в 60-е годы многие мотоциклы выпускались с 3-ступенчатыми КПП, но ИЖ 49 и его немецкий предок в этом вопросе опередили своё время. Верхняя передача, четвёртая, является прямой, передаточное число на ней равно единице, так что на неё лучше переключаться уже после достижения желаемой скорости. Интересно, что переключать передачи можно как лапкой КПП, так и рукой, с помощью закреплённого возле бензобака рычага.
Ходовая часть и тормоза
Каким мог быть мотоцикл, спроектированный в середине прошлого столетия? Если вы думаете, что его ходовая состоит из донельзя примитивной стальной рамы, простеньких пружинно-гидравлических амортизаторов и барабанных тормозных механизмов, то вы абсолютно правы. Это сейчас подобная конструкция смотрится приветом из каменного века, но семьдесят лет назад она считалась вполне передовой. Так что соответствующих современным стандартам ходовых качеств от мотоцикла ИЖ 49 ожидать не стоит.
Электроника
Никакой сложной электронной начинки в этой модели нет. Простенькое зажигание с магнето, полтора метра проводов, фара головного света, задний фонарь – вот и всё, даже аккумулятора нет. Да что уж там, даже поворотники конструкцией не предусмотрены! Впрочем, чем проще – тем надёжнее, а уже одно то, что мотоцикл отметил свой, как минимум, шестидесятилетний юбилей, говорит о том, что он действительно надёжен.
Вес
Сухая масса байка без коляски составляет порядка 150 кг. Это немного, сравнимо с современными малокубатурниками, и субъективно мотоцикл не кажется тяжёлым. Разумеется, ИЖ 49 с боковой коляской весит куда больше, но с ней он получает и третью точку опоры, так что его вес перестаёт играть какую-либо роль.
Управляемость
Угол наклона телескопической вилки очень невелик, а неподрессоренная масса сведена к минимуму усилиями конструкторов. Благодаря этим факторам байк управляется очень неплохо, гораздо лучше, чем можно было бы ожидать от конструкции 70-летней давности. Конечно, недостаточно жёсткая рама и примитивные подвески вносят свои коррективы в процесс управления, но в целом байк ведёт себя удовлетворительно даже по современным меркам.
Расход топлива
Точный показатель расхода топлива зависит от состояния мотоцикла, его комплектации (с коляской или без), стиля езды и некоторых других факторов. Объём бензобака составляет 14 литров, а расход в среднем составляет порядка 6-7 литров на 100 км пути. Но есть один нюанс: высокооктановый бензин не очень хорошо подходит для архаичного двигателя ИЖ 49, а другого топлива, более для него подходящего, взять, увы, негде.
Находка года: Мотоцикл ИЖ Юпитер с коляской 35 лет стоял в гараже, ни разу не выехав на трассу
Что-то интересное происходит с мотоциклами ИЖ Юпитер. Разные модели этой серии находят в гаражах абсолютно нетронутыми с завидной регулярностью. Несколько раз на отечественных просторах такие мотоциклы обнаруживали прямо в заводской коробке. Конкретно этот аппарат был найден в Полтавской области, в городе Кременчуг.
Итак, ИЖ Юпитер-4 производства 1982 года бирюзового цвета. По словам последнего владельца, машина абсолютно новая и ни разу не запускалась. На спидометре ИЖ значится пробег в 31 километр. Скорее всего, он появился во время заводской калибровки моторов.
В баке мотоцикла была найдена какая-то жидкость. Ей оказалась солярка, а вовсе не смесь бензина и масла. По всей видимости, она была залита последним хозяином, для того, чтобы агрегат не ржавел изнутри. Ничего удивительного в этом нет, ведь последние 36 лет мотоцикл просто стоял в гараже. Стоит благодарить владельца – ИЖ сохранился в первозданном «конвейерном» виде.
На мотоцикле за давностью лет все-таки местами проступают небольшие «рыжики» коррозии, появившиеся главным образом на внешних элементах. Несмотря на это, в целом Юпитер-4 в прекрасном состоянии. Даже родная краска транспортного средства со временем не выгорела.
Мотоцикл еще даже не стоял на учете. Из документов у него есть только (еще советская) справка-счет. Примечательно, что куплен ИЖ был почти за 3 600 км от Кременчуга, в поселке Талнах 17 сентября 1982 года. Вот она – суровая советская логистика. Неужели в те годы мотоциклы с коляской были таким раритетом? Интересно и то, что в справке указана точная стоимость ИЖ Юпитер-4. Она составляет 1 427 рублей. Продана машина была в магазине «Хозтовары» представительства «ТалнахТорг».
Согласно советской классификации ИЖ Юпитер-4 – это дорожный мотоцикл среднего класса, который предназначен для движения по дорогам с разным покрытием. Выпускался байк в период с 1980 по 1985 год.
Если сравнивать Юпитер-4 с предыдущей моделью, в первую очередь следует отметить двигатель. Его мощность была увеличена с 25 до 28 лошадиных сил. У двигателя 2 цилиндра. В связи с этим в сцепление мотоцикла было добавлена еще пара дисков. Четвертая модель также обзавелась щитком в экипажной части, который крепился к вилке, а не к траверсе.
Новинка получила и принципиально новое электрооборудование на 12-вольт. У него была большая фара с ассиметричным рассеивателем пучка света, который не ослеплял водителей на встречной полосе. Изменено было также место установки заднего фонаря, благодаря чему мотоцикл стал заметен еще лучше. Обновленный щиток приборов идеально вписался в новую модель. Вся начинка соответствовала в ИЖ Юпитер-4 мировым стандартам.
Были у конструкции транспорта и свои минусы. Первым и главным можно считать огромное количество клеммных соединений в электропроводке. Из-за этого часто происходят отказы в разных частях электрооборудования. В самом моторе мотоцикла был установлен весьма слабый коленчатый вал.
Улучшили его только в 1983 году. По сравнению с третьей и пятой моделью у двигателя слишком высокие обороты при максимальной мощности. Это делает его очень требовательным к смазочным материалам. Данная деталь также в целом плохо отражалась на эксплуатационных качествах мотоцикла, особенно при езде по пересеченной местности.
Следует также добавить, что масса ИЖ Юпитер-4 составляет 160 кг. С боковым прицепом она возрастает до 255 кг. Максимальная скорость транспортного средства – 125 и 95 км/ч соответственно. В качестве топлива используется смесь бензина (А-76) и масла. Расход составляет 6.2 (7.5) литра на 100 км пути.
Модификации
За период серийного производства 49-го ИЖа на его основе был выпущен ряд модификаций:
Вариант 50А — ориентирован на многодневные соревнования.
Модель 50Б – кроссовый байк с форсированным «движком» до 16 «лошадок». Он получил улучшенную систему продувки, увеличенные газораспределительные фазы, повышенную компрессию. Особенности – алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой, облегченная экипажная часть.
Версия 51М с основными характеристиками ИЖа-49 предназначена для шоссейных кольцевых заездов. Из новшеств – опытный силовой агрегат с картером переменного объема, для чего использовался поршневой насос в нижнем отсеке элемента.
В 1955 году выпускалась обновленная линейка спортивных аналогов с рамой сварного трубчатого типа и маятниковой подвеской заднего колеса. Первым представителем стала модификация ИЖ-54 с мотором силой 20 лошадиных сил (для шоссейных и кольцевых гонок).
Серия под индексом 55 ориентирована на кроссовые и многодневные заезды. Силовой агрегат «прокачан» до 18 лошадиных сил, обладает увеличенным диаметром проходного сечения и повышенной компрессией, наряду с модернизацией продувочной системы. Ходовая часть практически не отличается от штатной модели
Существенное внимание разработчики уделили очистке воздуха, защите карбюратора и узла зажигания от влаги. Воздушная смесь в камеру сгорания попадает через специальный приемный отсек, находящийся в задней части бензобака
Выпускные патрубки подняты вверх, зажигание осуществлялось от магнето, расположенного в герметичном алюминиевом корпусе. Техника оснащена специальными кроссовыми шинами с глубоким узором протектора и гоночной подушкой на заднем щитке.
Вывод
В наше время технические характеристики этого мотоцикла не позволяют расценивать его в качестве серьёзной техники. Но в этом и нет никакой нужды, ведь производство ИЖ 49 прекратилось более шестидесяти лет назад, и сейчас он представляет собой настоящий раритет, которому место в музее или в частной коллекции, а не на дороге. Чтобы купить такой байк, надо быть настоящим энтузиастом, и к тому же иметь туго набитый кошелёк, так как реставрация подобной древности всегда влетает в копеечку.
Технические характеристики
Мощность: | 11,5 Л.с. |
Тип Двигателя (расположение цилиндров): | 1-но цилиндровый, 2-тактный |
Количество цилиндров: | 1 |
Объем двигателя: | 346 см3 |
Тип охлаждения: | Воздушное |
Трансмиссия: | Механическая 4-ступенчатая |
Привод: | Цепь |
Рама: | рама штампованного, сварного типа |
Вес: | 150 кг |
Емкость бака: | 14 л. |
Максимальная скорость: | 90 км/ч |