Можно ли устанавливать два вентилятора последовательно?
Формулировать этот вопрос можно по-разному. Если обрезать коннекторы на проводах и скрутить их последовательно, это в два раза уменьшит напряжение каждого и соответственно скорость вращения. Так подключать можно, если вы знаете, что делаете.
Соединить корпуса вентиляторов вместе по оси вращения для увеличения воздушного потока тоже можно. Но увеличение производительности в данном случае сомнительно. В теории производительность увеличивается на 20-30% при 2-х последовательно соединенных. На практике рекомендую купить более мощный вентилятор или подключить имеющиеся параллельно. Это легко, учитывая множество переходников в магазинах.
Настенный вентилятор
Когда речь идет о нехватки места в помещении, настенные вентиляторы придут вам на помощь. Они предназначены для компактных и узких помещений с очень низким или высоким потолком или неудобной проводкой.
Настенные вентиляторы идеально подходят для небольших офисов, аудиторий, а также складов. Они также имеют совершенно иные системы эксплуатации и функционирования по сравнению со стандартными потолочными вентиляторами. Эти вентиляторы просто проталкивают воздух по всей площади, где они установлены. С другой стороны, потолочные вентиляторы обеспечивают циркуляцию воздуха, подталкивая его вниз.
Несколько особенностей настенных вентиляторов включают в себя возможность дистанционного управления, идеальный размер, малый вес и долговечность, а также различные настройки скорости продува.
Вытяжной вентилятор
Как правило, вытяжные вентиляторы устанавливаются в большинстве ванных комнат, так как их основной целью является обеспечение вентиляции. Эти вентиляторы также очищают воздух от загрязняющих веществ и предотвращают накопление избыточного тепла.
Вытяжные вентиляторы обычно работают от электричества. Лопасти вытяжного вентилятора вращаются с очень высокой скоростью, и это вращение тянет весь горячий воздух помещения или к вентилятору, который затем выходит наружу.
В свою очередь, прохладный и свежий воздух снаружи начинает заполнять помещение при использовании вытяжного вентилятора.
Существуют различные модели, которые также оснащены термостатами.
Посадочные места и способы подключения
Перед установкой, важно правильно выбрать размеры кулера. Для этого, измерьте правильно посадочные места между центрами крепежных отверстий
В этом вам поможет таблица.
Расстояние между отверстиями (мм) | Размер вентилятора (мм) |
32 | 40×40 |
50 | 60×60 |
71,5 | 80×80 |
82,5 | 92×92 |
105 | 120×120 |
125 | 140×140 |
154/170 | 200×200 |
Существует три варианта подключения:
- трёхпиновые;
- четырёхпиновые;
- MOLEX;
Первые два подключаются к материнской плате, а третий напрямую к блоку питания.
У 3-пиновых моделей скорость вращения зависит от изменения напряжения. Возможен мониторинг скорости, однако ШИМ отсутствует. Часто такие вентиляторы работают на повышенных оборотах и издают больше шума.
Программно управлять скоростью вращения кулеров возможно только при разъемах 4-pin. Также можно выставить автоматическую регулировку в BIOS.
MOLEX исключает управление оборотами, так как питание поступает напрямую от БП. Но можно поставить переходник с резистором или реобас для принудительного постоянного уменьшения частоты вращения. Подробнее читайте в разделе управления скоростью.
Перед установкой кулера внимательно изучите инструкцию к материнской плате.
Если все разъёмы на материнской плате уже заняты, то дополнительные кулеры можно подключить с помощью разветвителя.
Туманный вентилятор
Если покупка кондиционера кажется невозможной, возможно, стоит инвестировать в качественный туманный вентилятор. Эти вентиляторы — отличный способ отвода тепла и охлаждения в жаркие летние периоды.
Интересно, что такие вентиляторы нуждаются в подаче воды, которая выделяется в виде тумана через насосы высокого давления, расположенные внутри вентиляторной системы. Затем туман циркулирует по всей площади, где он постепенно смешивается с теплым воздухом.
Водяной насос высокого давления в таких моделях соединен с мощным вентиляторным механизмом, что обеспечивает сверхэффективное охлаждение как внутренних, так и наружных помещений. Самое лучшее в том, что туман, который производят эти вентиляторы, настолько легкий и тонкий, что вы даже не почувствуете ничего на коже и одежда даже не намокнет.
Это не только отличные охлаждающие устройства, но и еще более энергоэффективные системы по сравнению с кондиционерами. Если сравнить компактный и портативный кондиционер с достаточно большим туманным вентилятором, то второй потребляет около 900 ватт энергии, а первый потребляет меньше 30 ватт.
Не срабатывает вентилятор охлаждения: как ремонтировать?
Если термостат исправен, работает и полностью исправен, причиной проблемы может быть вентилятор. Так же, судя по описанной вами ситуации, с электрической частью проблем нет, тогда действительно стоит проверить сам винт на работоспособность. Приступаем непосредственно к ремонту, порядок действий следующий:
- Еще раз проверяем предохранитель
- Смотрим провода, которые идут к вентилятору, они должны быть целыми
- Отсоедините вилку
- Подсоедините провода от аккумулятора к этой вилке
- Если винт не вращается, его необходимо заменить
Таким простым способом можно проверить, работает ли вентилятор или все-таки вышел из строя именно он. Но иногда даже после замены винта система охлаждения отказывается работать. Тогда нужно начать с простого – продиагностировать датчик включения вентилятора, и при необходимости заменить его. Снимите штекер с датчика и соедините друг с другом. Если эффекта нет, его тоже надо менять.
Порядок действий при проверке
Работа вентилятора на ВАЗ-2114 завязана через 2 предохранителя. Один из них отвечает ещё за звуковой сигнал.
Проверить его можно нажав на клаксон. Если звука нет, заменить на целый. Расположен он в монтажном блоке, это 20-ти амперный, обозначенный маркировкой F5.
Проверяем и при необходимости меняем предохранители
Второй, находится под торпедой, со стороны пассажира.
Под обшивкой расположены 3 реле с предохранителем для каждой. За работу вентилятора охлаждения отвечает средняя пара. Перегоревший элемент заменить на новый (предохранитель можно «прозвонить» мультиметром или ограничиться визуальным осмотром. Для проверки работоспособности реле потребуется омметр). Проверяя их состояние, заодно убедиться в нормальном состоянии контактов, при обнаружении окиси зачистить.
Проверка датчика включения вентилятора
Если причина не обнаружена, следующим шагом должна быть проверка работоспособности датчика включения вентилятора
. Сделать это не сложно
Обесточить его и включить зажигание, при этом обратить внимание на вентилятор. Вращение лопастей говорит о том, что причина неполадки именно в датчике
Проверяем датчик включения вентилятора системы охлаждения
Ввиду того, что очень часто датчик начинает глючить, подавая ошибочные сигналы, рекомендуется проверить его ещё одним способом
. Для этого понадобится ёмкость с , термометр и мультимерт. К клеммам датчика подсоединяются провода от измерительного прибора, резьбовая часть датчика погружается в жидкость. Содержимое ёмкости нагреть до температуры срабатывания вентилятора (на ВАЗ 2114 — 92 градуса). При замыкании контактов мультимерт подаст звуковой сигнал. Значит датчик рабочий, если этого не произошло можно смело его выбрасывать и покупать новый.
Видео о проверке датчика включения вентилятора системы охлаждения
Устранив проблему, завести мотор машины. Электродвигатель вентилятора должен запуститься примерно через 5 минут работы на холостом ходу
. Если этого не произошло, а температура достигла нужной нормы, проведите диагностику неисправностей ещё раз.
Сколько можно установить вентиляторов на один разъем?
4-контактный Molex разъём ATX12V (именуемый также P4 power connector), одновременно являющийся вилкой и розеткой, позволяет подключать параллельно неограниченное количество устройств. Мощность у таких устройств небольшая. Поэтому при желании вы можете установить все корпусные вентиляторы на один разъём.
Двухсторонний Molex
Также в продаже есть разветвители. Например, с четырёх контактного Molex на 4 вентилятора с коннектором 3-pin
Обращайте внимание на цвет: белый – 12 В, чёрный – 5В
У 3-pin и 4-pin разъёмов есть ограничения. Если не заниматься кустарной самодеятельностью, а использовать заводские коннекторы, один разъём на материнской плате допускает подсоединение одного вентилятора. С помощью разветвителя можно увеличить количество, но я бы не стал сажать на один слот больше двух вертушек.
Промышленный вентилятор
Их также называют промышленными воздуходувами, основная цель которых — обеспечить большой поток газа или воздуха в различные сооружения и помещения. Он состоит из ряда вращающихся лопастей, которые приводятся в движение турбиной двигателя.
Главной или ключевой функцией промышленных вентиляторов является непрерывный поток воздуха, который затем используется для различных целей, включая очистку воздуха, охлаждение, вытяжку, сжигание, вентиляцию, сушку, аэрацию и многие другие.Существует два основных типа промышленных вентиляторов: осевые и центробежные.
Осевые вентиляторы, в основном, используют осевые силы, чтобы обеспечить движение воздуха. Они делают это с помощью центральной ступицы с лопастями, которые закреплены в вентиляторной системе. Втулка вращается на высокой скорости, что приводит к перемещению жидкости внутри вентилятора к валу колеса.
С другой стороны, центробежные вентиляторы используют центробежные силы, которые достигаются с помощью вращающегося диска, установленного внутри машины.
На этом вращающемся диске установлены острые лезвия под правильными углами, которые дополнительно повышают давление газа или воздуха. Эти вентиляторы также называют «спиральными» или «короткозамкнутыми», так как они находятся внутри спиральной наружной части корпуса вентилятора.
Их основная и главная функция заключается в обеспечении быстрого нагнетания воздуха или газа, проходящего через вентиляторную систему.
Источник, Источник и Источник
Настольный вентилятор
Вы можете разместить настольные вентиляторы на столе или даже на полу; все, что нужно — это прочная, ровная поверхность. Они компактны по размеру, удобны в использовании, а также достаточно мобильны.
Настольные вентиляторы также оснащены электрическим приводом и двигателем, работающим внутри них. Одним из самых больших преимуществ является то, что зачастую с ним в комплекте идет инструмент управления (пульт и т.п.).
Эта функция помогает пользователям регулировать направление и скорость воздушного потока. Кроме того, эти вентиляторы обеспечивают широкий охват и более равномерное распределение воздуха за счет того, что вентиляция воздуха прорисходит горизонтально.
В какую сторону должны крутиться вентиляторы в корпусе?
В идеальном случае холодный воздух должен подаваться в корпус снизу спереди. Эта часть быстро забивается пылью и требует очистки пылесосом.
Горячий воздушный поток выдувается сверху и сзади, а также через блок питания. При установке вентиляторов учитывайте направление воздуха. Иначе, можно ухудшить охлаждение.
Правильное направление воздушных потоков
Жёсткие диски обычно ставятся внизу. Вентилятор перед ними должен вдувать воздух.
Видеокарты располагаются чуть выше. Кулер для их охлаждения нужно расположить в середине передней части также на вдув.
Некоторые корпусы предусматривают установку вентилятора на боковую крышку. Тогда он должен так крутиться, чтобы всасывать воздух внутрь и дополнительно охлаждать процессор и материнскую плату.
На корпусе кулера производитель всегда ставит стрелки, указывающие направление потока воздуха. Ориентируйтесь по ним при установке.
Устройство системы охлаждения и принцип включения вентилятора
Индикатор температуры двигателя
Прежде чем перейти непосредственно к оценке температуры, при которой включается вентилятор охлаждения, стоит разобраться в самом принципе работы. Так охлаждающая жидкость циркулирует по системе и отводит тепло от двигателя к радиатору. Этот элемент в свою очередь естественным образом охлаждает жидкость набегающим потоком воздуха.
Прежде чем рассматривать все факторы и температуру, при которой включается вентилятор, стоит разобраться в устройстве системы охлаждения и циркуляции теплоносителя:
1 — элемент в виде пробки расширительного бачка; 2 — расширительный бачок; 3 — шланг для слива жидкости из патрубка; 4 — шланг, который идет между радиатором и расширительным бачком; 5 — шланг отводящий от радиатора; 6 — бачок слева от радиатора; 7 — алюминиевая труба; 8 — пробковые системы; 9 — бачок справа от радиатора; 10 — сливная пробка; 11 — центр радиатора; 12 — корпус электровентилятора; 13 — пластиковые крылья электровентилятора; 14 — электродвигатель; 15 — шкив шестеренчатого насоса; 16 — рабочее колесо; 17 — ремень привода распределительного вала; 18 — блок двигателя; 19 — патрубок насоса; 20 — шланг радиатора с функцией подачи; 21 — шланг к радиатору отопителю с функцией отвода; 22 — шланг, подающий охлаждающую жидкость к газовой трубе; 23 — выпускной патрубок; 24 — шланг для заливки; 25 — шланг радиатора отопителя с функцией подачи; 26 — термостат; 27 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 28 — датчик указателя уровня охлаждающей жидкости.
Какой должна быть температура двигателя?
В соответствии с международной автомобильной конвенцией от 1 декабря 1992 года, на которой собрались 92 представителя автомобильной промышленности, было принято решение установить единый стандарт рабочей температуры двигателя.
Цепь вентилятора охлаждения
Однако, учитывая рабочий диапазон и температуру окружающей среды, эта температура имеет тенденцию к повышению. Именно для этого автопроизводители придумали вентилятор системы охлаждения, выполняющий дополнительное охлаждение жидкости в системе. Он приводится в действие с помощью датчика температуры, который регистрирует его в двигателе и размещается непосредственно на силовом агрегате.
Когда включается вентилятор на ВАЗ-2114
Поэтому для нормальной работы двигателя температура системы не должна подниматься выше 105 градусов. Именно этот показатель является отправной точкой для включения вентилятора охлаждения. Эти данные заносятся в электронный блок управления, который регулирует работу вентилятора.
Схема включения вентилятора выглядит примерно так: температура двигателя достигает 105 градусов Цельсия, далее датчик подает сигнал на компьютер, который включает вентилятор и останавливает его, когда температура в системе достигает 93-99 градусов Цельсия.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Летом и зимой, как показывает практика, вентилятор включается при разной температуре и на разные периоды. Летом чаще будет включаться принудительное охлаждение, так как радиатор охлаждается теплым воздухом. Зимой вентилятор почти не включается, либо работа ограничивается коротким периодом, так как естественного охлаждения достаточно. Поэтому основные поломки радиатора происходят в теплое время года.
Ошибки в охлаждении компьютера
Часто новички во время сборки ПК совершают ряд ошибок при проектировании системы охлаждения. Если она работает неправильно, то будет малоэффективной и бессмысленной в плане траты денег.
Потому, главное правило установки — знать, куда дует кулер. Самые распространённые ошибки в охлаждении компьютера:
- Вы установили только задний вентилятор, который работает на «вдув». Тёплый воздух, который при выходе из блока питания возвращается в корпус, и компоненты в нижней части будут перегреваться.
- В корпусе только один передний кулер, работающий на «выдув». Пониженное давление приводит к образованию большого количества пыли. Отвод тепла не происходит, вентиляторы работают на максимуме, комп греется и шумит.
- Кулер, расположенный сзади, работает на вдувание воздуха, а передний — на выдувание. Теплый воздух поднимается только вверх, а внизу он холодный. Неправильная циркуляция приводит к перегреву, и эффект будет как в предыдущем пункте: много шума, и быстрый износ компонентов.
- Оба кулера работают на вдув. Вентиляторы работают на износ, быстро выходят из строя и тянут за собой остальные комплектующие. Из такого расположения вентиляторов, как видим, тоже толку ноль.
- Оба кулера выдувают воздух. Такая ситуация самая опасная для компьютера или ноутбука! Давление в корпусе пониженное, воздух циркулирует плохо, все платы перегреваются и выходят из строя. Со временем, машину можно будет выбросить на помойку.
По итогу статьи хочу сказать, что вентиляторов в корпусе много не бывает. Чем их больше, тем ниже температура внутри системного блока. Но каждый последующий увеличивает шум в комнате.
Как поставить кулер на боковую крышку ПК?
Вентиляторы на боковых стенках бывают полезны, но чаще создают проблемы. Если они работают со слишком большим CFM, то сделают неэффективными кулеры на видеокарте и процессоре. Они могут вызывать турбулентность в корпусе, затрудняя циркуляцию воздуха, а также приводить к ускоренному накоплению пыли.
Использовать боковые кулеры можно только для слабого отведения воздуха, скапливающегося в «мёртвой зоне» под слотами PCIe и PCI. Идеальным выбором для этого будет крупный кулер с небольшой скоростью вращения.
Установка бокового вентилятора производится стандартным способом – на 4 или 2 винта. Внутрь или наружу будет дуть воздух – решать вам. Но лучше внутрь.
Как правильно установить вентилятор в блок питания?
В блоках питания обычно производители устанавливают кулеры двух размеров: 120 и 80 мм. Если у родного вентилятора зашумел подшипник или он просто перестал работать, его нужно заменить для предотвращения перегрева внутренней платы.
Алгоритм действий такой:
- Снимите крышку, открутив четыре болта.
- Удалите пылесосом всю грязь.
- Отсоедините контакт от платы, открутите кулер, подготовьте замену.
- Если он припаян к плате, обрежьте разъём у нового вентилятора, зачистите провода и припаяйте их на свои места.
- Прикрутите новый кулер на место старого.
- Закройте крышку и закрутите болты.
Правильное направление воздуха:
Если кулер находится внизу – на вдув, он работает как впускной вентилятор для БП, который всасывает воздух и подаёт его на компоненты внутри источника питания, откуда он выходит из задних отверстий блока питания.
В устаревших версиях БП, с задним расположением вентилятора – на выдув.
Виды расположения охлаждения в БП
То есть по умолчанию воздух всегда выходит наружу, где бы кулер не находился.
При противоположной установке, вы можете ограничить поток воздуха, пыль будет скапливаться на компонентах, а это приведёт к повреждению силовой платы блока.
Как установить фронтальный вентилятор?
Если в корпусе отсутствует передний кулер, но посадочное место предусмотрено конструкцией, можно установить его для лучшего охлаждения. Холодный поток воздуха снизит температуру и обеспечит стабильную работу компьютера.
Обычно крепление располагается напротив накопителей (HDD, SSD). В больших корпусах можно установить до трёх «вертушек» на фронтальной части, но эффективнее всего те, что крепятся посередине. Они гонят поток воздуха на видеокарту.
Обычно спереди можно установить до трёх вентиляторов
Часто геймеры на перед ставят модели с подсветкой, которая во время работы видна через вентиляционную решётку.
Рекомендую соблюдать 2 правила:
- Устанавливайте вентилятор максимально возможным диаметром 140 или 120 миллиметров.
- Контролируйте направление потока воздуха при монтаже. Передний работает на вдув, задний на выдув. В противном случае, баланс нарушится и эффективность охлаждения упадёт.
Что делать, если электровентилятор работает постоянно?
Иногда возникает другая проблема. Многих автомобилистов интересует, почему постоянно работает вентилятор на ВАЗ 2114?
Возможны четыре причины ошибки:
- произошло короткое замыкание в электроцепи;
- произошла поломка реле электровентилятора;
- требует замены датчика температуры;
- электронное устройство сломано.
Чаще всего вентилятор начинает работать без остановки в результате короткого замыкания в проводах. Электрическая цепь остается включенной вне зависимости от сигналов датчика температуры и реле.
Чтобы устранить проблему, нужно прозвонить каждый провод и найти точку сплавления. Иногда это заметно даже при визуальном осмотре.
Если прозвон не помог выявить неисправность, проверьте и замените реле вентилятора. Стоимость устройства невысока. Поэтому для диагностики проще купить новое реле и поставить его вместо старого.
Если это не помогло, проверьте работу датчика температуры. Ведь именно он отвечает за включение и выключение электродвигателя вентилятора ВАЗ 2114.
Универсальные правила установки кулера в ПК
Я описываю свой опыт быстрого и надёжного крепления. Вы можете придерживаться рекомендаций или делать по-своему.
- Примерьте вентилятор в место, где планируете его установить. Подходят ли крепёжные отверстия, хватает ли провода для подключения? Проверьте, чтобы кабель не мешал другим комплектующим и не попадал в лопасти.
- Пластиковым хомутом стяните излишки провода, чтобы его длина соответствовала расстоянию до коннектора.
-
Для крепления кулера требуются специальные винты. Если их нет в комплекте, можно воспользоваться пластиковыми стяжками. Некоторые пользователи приклеивают двухсторонний скотч, но учтите, что он может со временем отвалиться из-за вибрации.
- Подключите коннекторы 3-pin и 4-pin к разъёмам на материнке, MOLEX — к блоку питания.
- Закройте корпус.
- Проверьте температуру элементов ПК в программе мониторинга (например, SpeedFan). Запустите тяжёлое приложение, чтобы посмотреть изменения оборотов. Также температуру можно глянуть в BIOS без нагрузки.
Все работы по подключению проводите при обесточенном системном блоке!
Как лучше установить вентиляторы в корпус компьютера?
Система воздушного охлаждения ПК может быть двух типов: с положительным и отрицательным давлением. Первый вариант создаётся при установке на вдув кулеров с более высоким CFM (объём воздушного потока в кубических футах в минуту). Второй вариант предполагает, что CFM выше на выдув. То есть воздуха наружу выходит больше, чем поступает внутрь.
Воздушный поток зависит от размера и скорости вертушек
Чтобы выбрать подходящий кулер, обратите внимание на два главных параметра
Диаметр. Стандартные размеры вентилятора 80, 92, 120 и 200 мм. Чем он больше, тем сильнее поток воздуха при тех же оборотах вращения. Перед покупкой измерьте посадочное место, чтобы понимать, поместится вентилятор, или нет.
Иногда встречаются кулеры не квадратной формы. Производитель заявляет, что вентилятор 120-миллиметровый, но крепление использует от 92-мм модели. Или у 140-мм модели монтажные отверстия соответствуют 120-миилиметровой вертушке. Заменить вентилятор в таком случае можно либо на модель аналогичной формы, либо — на вентилятор меньшего типоразмера, что понизит эффективность кулера.
Разъём для подключения. Проверьте, есть ли свободный. При необходимости купите дополнительный переходник или разветвитель.
Разъёмы вентиляторов обозначены на материнской плате SYS_FAN с номером
Алгоритм установки на вдув и выдув:
- Кулер на выдув находится на задней панели.
- Вентилятор на вдув устанавливается в отсек для дискового накопителя на передней панели.
- Вентилятор на боковой крышке должен выдувать воздух наружу.
- Кулер на верхней панели корпуса также выдувает воздух наружу.
Почему он не работает
Есть несколько причин, из-за которых пропеллер может не включаться, когда ситуация с температурными показателями того требует:
- Вышел из строя электромотор вентилятора, то есть привод;
- Произошла поломка предохранителя, который сгорел;
- Отказало реле;
- Оборвалась проводка;
- Разъемы датчика потеряли контакты;
- Вышел из строя датчик.
Находим неисправность
Зона поиска проблемы |
Пояснение |
Проверка пропеллера |
Отключается разъем на пропеллере и подключается напрямую к аккумуляторной батарее. Если вентилятор заработал, с приводом все хорошо. Если же пропеллер все равно не закрутился, проблема в электродвигателе |
Проводка и контакты |
Если пропеллер не работает, нужно обязательно проверить состояние проводки и удостовериться в исправности контактов датчика |
Предохранитель |
Отыскать эти два элемента можно в подкапотном пространстве слева ближе к водителю внутри монтажного блока. На вентилятор идет предохранитель с обозначением F4 с номинальным током 20А. Проверку можно выполнить путем нажатия на кнопку звукового сигнала. Почему? Да потому что он также подключен к этому предохранителю. Либо проведите проверку тестером |
Располагается там же, где и предохранитель. Для эффективной проверки лучше всего взять реле, в работоспособности которого вы уверены на 100%, установить его на место старого и проверить |
|
Чтобы проверить датчик, отключите от него питание. Если он работает, пропеллер начнет работу в аварийном режиме, то есть будет дуть постоянно. Отключите разъем и включите зажигание. Если пропеллер закрутит, тогда датчик сломан. Нужна замена |
Когда менять
Если причиной всех проблем оказался сам вентилятор, менять его не обязательно, поскольку в некоторых случаях его вполне можно отремонтировать. Поломки зачастую связаны с подшипником или щетками.
Если причиной поломки является выход из строя электродвигателя из-за обрыва проводки или замыкания, рисковать с его ремонтом не стоит. Проще и лучше выполнить замену всего привода.
Проверка на обрыв цепи
Если ездить на машине, у которой не работает пропеллер охлаждения, это приведет к перегреву ОЖ и разрушению патрубков, резиновых элементов, прокладки главного блока цилиндров и крышки клапанов. Не далеко и до разрушения компонентов поршневой группы.
Предохранитель
Эксплуатация автомобиля со сломанным вентилятором категорически запрещается.
Цена вопроса
Прежде чем приступить к решению проблемы с не работающим пропеллером радиатора, многим важно узнать о стоимости компонентов и работы. Новый элемент обойдется сегодня примерно в 1,5-2,5 тысячи рублей, в зависимости от модели и региона
Стоимость замены на станции технического обслуживания составит от 400 рублей и выше. Хотя тратить на это деньги не обязательно, поскольку самостоятельная замена займет у вас не более получаса. Да и сложного тут особо ничего нет
Новый элемент обойдется сегодня примерно в 1,5-2,5 тысячи рублей, в зависимости от модели и региона. Стоимость замены на станции технического обслуживания составит от 400 рублей и выше. Хотя тратить на это деньги не обязательно, поскольку самостоятельная замена займет у вас не более получаса. Да и сложного тут особо ничего нет.
Датчик температуры
Что делать?
Этот подраздел назван так потому, что профессиональные автомеханики категорически не согласны с тем, что проблемы с вентилятором могут быть как-то связаны с упомянутой ниже деталью. Между тем, владельцы ВАЗов настаивают, что следование этим указаниям значительно (и в положительную сторону) сказываются на системе охлаждения в общем и на работе ее вентилятора в частности.
Наверное, тонкость все же не в самой крышке, а в травильном клапане, который снижает давление, достигшее критических показателей. Но как от него зависит работа вентилятора – тайна, покрытая мраком. Зато действующая! Если вы проверили уже все, что только можно, но так и не поняли, почему не работает вентилятор охлаждения ВАЗ 2114, попробуйте последовать совету бывалых и заменить крышку – вдруг поможет.
Вентилятор служит для образования воздушных потоков, которые направляются на радиатор мотора. Это необходимо для того, чтобы охлаждать жидкость, которая по нему циркулирует.
Если автомобиль двигается на высокой скорости, вентилятор особо не требуется, поскольку все необходимое охлаждение мотор получает от встречных потоков воздуха. Но когда машина переходит в режим медленной езды или простоя с включенным двигателем, роль пропеллера становится незаменимой.
Включение происходит после подачи соответствующего сигнала от электронного блока управления. ЭБУ, в свою очередь, узнает о необходимости включить вентилятор от датчика температуры. Порог включения составляет 103-105 градусов по Цельсию.
В случае с ВАЗ 2114 вентилятор (пропеллер) находится в подкапотном пространстве с тыльной стороны радиатора.
При какой температуре срабатывает и включается вентилятор ВАЗ-2114
Многие автомобилисты в процессе эксплуатации ВАЗ-2114 сталкивались с тем, что включается вентилятор охлаждения двигателя. Только вот не все знают, при какой температуре он должен срабатывать. Этот показатель неразрывно связан устройством системы охлаждения и заложенной программой ЭБУ.
Устройство системы охлаждения и принцип включения вентилятора
Индикатор температуры двигателя
Прежде чем приступить непосредственно к рассмотрению температуры, при которой включается вентилятор охлаждения, стоит понять сам принцип работы. Так, охлаждающая жидкость циркулирует по системе и выводит тепло с двигателя в радиатор. Этот элемент, в свою очередь, проводит естественное охлаждение жидкости встречным потоком воздуха.
Если природного охлаждения не хватает, то включается вентилятор. Это происходит при определенных условиях.
Прежде чем рассмотреть все факторы и температуру включения вентилятора стоит понимать устройство системы охлаждения и циркуляцию охлаждающей жидкости:
Устройство двигателя
1 – элемент в виде пробки для бака расширения; 2 – расширительный бачок; 3 – шланг отвода жидкости из патрубка; 4 – шланг проходящий между радиатором и бачком расширительным; 5 – шланг отводящий от радиатора; 6 – бачок с лева от радиатора; 7 – трубка алюминиевая; 8 – системы заглушки; 9 – бачок с права от радиатора; 10 – пробка для слива; 11 – середина радиатора; 12 – кожух для электрического вентилятора; 13 – пластиковые крылья электрического вентилятора; 14 – электрический двигатель; 15 – насосный шкив зубчатый; 16 – крыльчатка насоса; 17 – ремень привода вала распределительного; 18 – блок для двигателя; 19 – насосная труба; 20 – шланг для радиатора с подводящей функцией; 21 – шланг радиатора отопителя с функцией отвода; 22 – шланг подводящий охлаждающую жидкость к дроссельному патрубку; 23 – выпускной патрубок; 24 – шланг для заправки; 25 – шланг радиатора отопителя с функцией подвода; 26 – термостат; 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 28 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости.
Какой должна быть температура двигателя?
Согласно автомобильной международной конвенции от 1.12.1992 года, где собралось 92 представителя автоиндустрии, было решено установить единый стандарт для температуры двигателя в рабочем состоянии.
Этот показатель составляет – 90 градусов Цельсия с максимально допустимым отклонением не более 3 градусов Цельсия.
Схема включения вентилятора охлаждения
Но, учитывая регион эксплуатации и температуру окружающей среды, данная температура имеет свойства подниматься. Именно для этого автопроизводители придумали вентилятор системы охлаждения, который проводит дополнительное охлаждение жидкости в системе. Он приводится в работу при помощи датчика температуры, который определяет её в двигателе и расположен непосредственно на силовом агрегате.
Когда включается вентилятор на ВАЗ-2114
Согласно решению конвенции и внутренних нормативных документах завода АвтоВАЗ граничными показателя температуры охлаждающей жидкости являются – 85-105 градусов.
Таким образом, для нормального функционирования двигателя температура системы не должна подниматься выше 105 градусов. Именно такой показатель является отправной точкой включения вентилятора системы охлаждения. Эти данные забиваются в электронный блок управления, который как раз и регулируют работу вентилятора.
Схема включения вентилятора выглядит примерно так: температура двигателя достигает 105 градусов Цельсия, затем датчик отдает сигнал на ЭБУ, который включает вентилятор и останавливает его, когда температура в системе стала 93-99 градусов Цельсия.
Датчик температуры охлаждения
В летнее и зимнее время, как показывает практика, вентилятор включается при разной температуре и на разный срок. Летом принудительное охлаждение будет включаться чаще, поскольку радиатор охлаждается горячим потоком воздуха. В зимнее время, вентилятор почти не включается или работа его ограничена малым сроком, поскольку природного охлаждения вполне достаточно. Поэтому основные поломки радиатора происходят в тёплое время года.
Единственным нюансом, когда охлаждение в зимнее время будет часто включаться, если неисправен термостат (см. «замена термостата на ВАЗ-2114«).
Выводы
Было определено, что нормальной рабочей температурой охлаждающей жидкости ВАЗ-2114 является 85-105 градусов Цельсия.
В таком случае, температура включения вентилятора охлаждения будет иметь значение – 105 градусов Цельсия.