«Карлсон» ВАЗ 2114: Почему не работает вентилятор
Охлаждение двигателя автомобиля должно быть всегда исправно и эффективно. ВАЗ 2114 оснащается жидкостным охлаждением двигателя. Такая система довольно эффективная и надежная, а охлаждение в ней происходит за счет протекания жидкости через радиатор охлаждения, который охлаждается встречным потоком воздуха.
Как можно заметить такая система работает только тогда когда автомобиль движется, но стоит ему остановиться радиатор перестает охлаждаться, что приводит к нагреву двигателя автомобиля. Для таких случаев на ВАЗ 2114, как и на других автомобилях, предназначен специальный, мощный, вентилятор, способный создать воздушный поток не менее встречного потока воздуха.
Довольно часто данная деталь на ВАЗ 2114 отказывается работать, что может привезти к закипанию двигателя, которое может вызывать серьезные поломки в двигателе.
Данная статья рассказывает о вентиляторе охлаждения двигателя на ВАЗ 2114, а именно об его назначении, причинах поломки, датчике включающем вентилятор, способах замены и проверки.
ТЕХНОЛОГИЯ ЗАМЕНЫ ДАТЧИКА
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2114 в целях безопасности выполняется при остывшем движке, поскольку рабочая температура тосола внутри системы может достигать ста градусов.
Чтобы произвести снятие узла вам потребуются лишь рожковые ключи на 19 и 8.
Для начала разберемся, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2114. Расположен он в моторном отсеке, неподалеку от головки блока цилиндров и термостата. Доступ к устройству ограничен лишь воздушным фильтром и его замену можно произвести достаточно быстро.
Расположение ДТОЖ Делается все в следующей последовательности:
- Скидываем минусовую клемму с АКБ;
- Рожком на 8 выкручиваем винты фиксирующие воздушный фильтр на корпусе автомобиля. Разъединяем колодку проводов ДМРВ и вынимаем корпус воздушного фильтра. Теперь доступ к ДТОЖ ничем не ограничен;
- Убираем питание с ДТОЖ и ключом на 19 выкручиваем с посадочного гнезда сам датчик.
Сливать тосол при замене узла необязательно, делать это имеет смысл лишь в том случае, если подошел срок плановой замены охлаждающей жидкости.
Установка нового датчика указателя температуры ОЖ выполняется аналогичным образом: вкручиваем устройство в посадочное гнездо и подтягиваем резьбу 19-тым ключом. Подключаем к нему проводку и ставим на место воздушный фильтр, не забудьте при этом соединить колодку проводов питания ДМРВ.
Уплотнять посадочное гнездо ДТОЖ герметиками, что часто советуют сделать горе-автомеханики, категорически запрещается.
В процессе работы силового агрегата элементы системы охлаждения сильно нагреваются, особенно металлические части движка. Нанесенный на резьбу герметик попросту расплавится и попадет в тосол, что может стать причиной отказа системы охлаждения в целом.
Порядок работ по замене датчика прост, главное делайте все поэтапно!
Как проверить термостат автомобиля
Можно выделить два основных способа проверки термостата автомобиля. Один из них проходит без снятия детали, но требует наличия пирометра, а второй более простой, но элемент потребуется на время проверки снять с двигателя.
Проверка термостата не снимая с двигателя
Как известно, корпус термостата соединяется с верхним шлангом радиатора, который включен в большой круг циркуляции охлаждающей жидкости. Соответственно, при рабочем термостате после пуска мотора верхний шланг радиатора должен оставаться холодным (слегка теплым) некоторое время, до того момента как по нему будет пущен антифриз.
Чтобы проверить термостат не снимая с двигателя, обзаведитесь пирометром (прибор для измерения температуры). Можно встретить мнение, что проверку следует производить и без прибора, замеряя температуру руками, но это довольно опасно, учитывая большое количество подвижных деталей при работе двигателя.
Рекомендуем: Замена топливного фильтра на «Лада Приора»
Направьте пирометр на верхний шланг радиатора и запустите мотор (холодный пуск). На протяжении двух-трех минус наблюдайте за показателями прибора. Далее сделайте вывод об исправности термостата по следующим правилам:
- Шланг на протяжении двух-трех минут был холодным (или его температура слегка поднималась), а после быстро нагрелся. Это свидетельствует о том, что термостат исправен, и он переключил циркуляцию охлаждающей жидкости с малого круга на большой после достаточного прогрева мотора;
- Шланг изначально медленно прогревался. В таком случае можно говорить, что термостат заклинил в открытом положении, и антифриз не циркулирует по малому кругу;
- Шланг не начал быстро прогреваться спустя две-три минуты. То есть, термостат неисправен, и он не переключает циркуляцию охлаждающей жидкости с малого круга на большой.
Важно: В процессе проверки термостата следите за температурой двигателя на панели приборов. Если термостат заклинил и не переключит охлаждающую жидкость на большой круг, двигатель начнет перегреваться, что может привести к выходу из строя дорогостоящих деталей
Проверка термостата в кастрюле
Широко распространенный и хорошо известный способ самостоятельной проверки термостата, это с использованием кастрюли. Как несложно догадаться, перед диагностикой потребуется снять термостат с двигателя машины и принести его домой. После этого проделайте следующее:
- Возьмите кастрюли и наполните ее водой;
- Осмотрите корпус термостата и ознакомьтесь на нем с технической информацией, в которой указывается, на какой температуре он должен переключиться;
- Подвесьте в кастрюле термостат таким образом, чтобы он был погружен в воду, но при этом не касался стенок и днища емкости, то есть соприкасался только с водой;
- Начните подогревать воду и положите в нее обычный термометр для замера температуры жидкости;
- Когда вода подойдет к значению переключения термостата из закрытого состояния в открытое, убедитесь, что это происходит. Также сравните показатель термометра, зафиксировав температуру, на которой открывается клапан переключения круга циркуляции охлаждающей жидкости, с идеальными значениями, указанными на корпусе устройства.
Если клапан при нагреве воды открывается, отследите его поведение при охлаждении жидкости, проверив, на какой температуре он вернется в исходное положение. На основании полученных данных сделайте вывод о работоспособности термостата.
Замена насоса
Чтобы заменить помпу, необходимо выкрутить три болта, которыми она крепится к блоку двигателя. Но нужно учесть, что могут возникнуть небольшие трудности при снятии. Очень часто корпус просто прикипает. Поэтому желательно легонько обстучать корпус насоса, стараясь не повредить важные элементы, из которых состоит система охлаждения ВАЗ 2114.
После снятия помпы нужно тщательно очистить всю поверхность в блоке ДВС, чтобы при установке новой не возникло проблем. Можно использовать силиконовый герметик, который наносится на паронитовую прокладку тонким слоем с двух сторон
Обратите внимание на комплектацию. Кроме помпы в наборе должны быть болты с граверными шайбами, а также прокладка
Назначение
Вентилятор охлаждения предназначен для охлаждения радиатора воздухом, который он нагнетает своей крыльчаткой. Чаще всего вентилятор включается в жаркую погоду или когда автомобиль стоит в пробке, в эти моменты вентилятор незаменимая часть, которая сохраняет мотор от перегрева.
Что может произойти с двигателем, если вентилятор охлаждения не будет работать:
- Из-за сильного перегрева охлаждающая жидкость может выкипеть и ее уровень значительно упадет, что снизит коэффициент охлаждения двигателя;
- Из-за значительного повышения температуры, могут пострадать вкладыши коленчатого вала и пастель распределительных валов, а так же сальники клапанов;
- Возможно залегание поршневых колец, как компрессионных, так и маслосъемных;
- Возможен пробой прокладки головки блока цилиндров;
- Клин двигателя;
Как можно заметить если вентилятор охлаждения не будет работать, это может привести к серьезным последствиям, после которых будет необходим если не капитальный, то серьезный ремонт двигателя ВАЗ 2114.
Частичный ремонт или полная замена радиатора
Ниже будет прописано во всех подробностях основные особенности, которые могут возникнуть в процессе выполнения ремонтных работ.
Промывка системы охлаждения
Но перед тем как начать замену радиатора сначала можно попробовать его целиком промыть СО движка на автотранспорте. Довольно таки часто оказывается, что промывка сильно помогает и мотор на авто перестаёт перегреваться.
Пошаговая инструкция как следует правильно промывку:
- Автотранспорт для этого необходимо припарковать на идеально ровную поверхность.
- Далее отворачивается верхняя крышка у расширительного бачка.
- Потом сливается ОЖ, при этом открутив заранее нижнюю пробку.
- Следующим этапом должно последовать скручивание водяной заглушки с бака цилиндров.
- Она проходит между движком и вентилятором около стартера, потом из него сливается антифриз.
- В центральную систему вливается вода, и в последующем закручиваются крышки.
- После выполненных действий двигателю нужно дать определённое время машине поработать и в конце вылить воду из бачка. Если она очень грязная, то данную процесс следует повторить в той же последовательности. По необходимости при большом загрязнение промывку проводят неоднократно, пока вода не станет чистой.
- После промывания в бачок вливается свежая охлаждающая жидкость. Не следует забывать, что на ВАЗ 2114 СО составляет 7,8 литра и весь общий объём тосола не помещается — это означает только одно в ней возникла заглушка из воздуха. Чтобы избежать перегрева двигателя, её необходимо максимально заправить всю ёмкость.
- Большинство профессионалов настаивают совершать промывание на не разогретый движок. Это нужно, чтобы впоследствии не обжечься об антифриз. С одной стороны если посмотреть, то это лучший вариант. Но существует одно “ Но”, на не разогретый движок грязь, которая в нем скопилась, осядет на стенках и вероятность добиться эффективного результата промывки окажется очень низкой.
Выполнять данные работы необходимо в водонепроницаемой одежде и специальных перчатках, но даже при таких само защитных действий, непригодные вещества нужно сливать очень аккуратно. Срок службы тосола и антифриза установлены производителями в рамках от 2-5 лет.
Замена радиатора
Но если промывка оказалась бесполезная, значит его следует заменить и сделать это не сложная задача.
- В 1-ую очередь снимается крышка расширительного бачка.
- Затем сливается тосол из самого радиатора и цилиндров. Перед этим необходимо позаботиться и взять ненужные ёмкости для слития в них старых веществ.
- Далее демонтируется корпус воздушного фильтра, ведь в последующем будет сильно мешать вытащить старый радиатор.
- Следующим шагом делается разъединение штекера от электро вентилятора, и нужно отвернуть 2 винта, которые его удерживают, и вынимается узел.
- Потом ослабляются хомуты со стороны, где удобнее это делать и в последующем отсоединяются патрубки.
- С верхней части вытаскиваются 2 винта, которые крепят его к основной кузовной рамке.
- Наклонив корпус в направлении к самому движку и в последствии с легкостью вынуть нужную деталь. Вот и всё снятие радиатора закончено.
- Обратная сборка производится в обратном порядке, после этого в бачок вливается свежий тосол и запускается движок.
Ремонт радиатора
- Если срочно требуется съездить до нужного места только в экстренных случаях.
- В том случае, когда из семейного бюджета не планировалась смена радиатора.
Все пластмассовые запчасти авто можно пройти специальной смолой эпоксидной или просто запаять. Но если протекание идёт через соты в такой ситуации можно прибегнуть к специальному химсоставу добавив в тосол и в дальнейшем закупоривают место протекания.
Но высока вероятность, что от такой химии, возможно усложнится протекание ОЖ по центральной системе.
И лишь, поэтому собственноручный ремонт считается очень дорогим, и времени тратится на это очень много. На сегодняшний день в магазинах можно приобрести дорогой вариант нового радиатора сделанный из меди — его намного проще отремонтировать.
Замена патрубков
Произвести замену патрубков легко, сначала сливается старая охлаждающая жидкость. Потом ослабляются хомуты, и делается замена. Их можно приобрести в любом специализированном магазине, их продают комплектами, и при этом профессионалы рекомендуют делать замену стразу всех шлангов, которые входят в комплект.
http://luxvaz.ru/vaz-2114/48-sistema-ohlazhdeniya-inzhektornogo-dvigatelya.htmlhttp://vaz-remzona.ru/sistema-oxlazhdeniya-vaz-2114/http://provaz2114.ru/dvigatel/sistema-ohlazhdeniya-na-vaz-2114.html
Как обнаружить утечку
Проще всего обнаружить причину утечки, если антифриз уходит из расширительного бачка ВАЗ 2114. В этой ситуации жидкость может оказаться под водительским ковриком или капотом авто.
Также, чтобы понять, где именно расположена течь, можно положить под капот лист картона или бумаги, и запустить двигатель примерно на полчаса. Капли на листе укажут расположение места протечки.
Чтобы точно узнать, куда уходит антифриз ВАЗ 2114, необходимо провести тщательный осмотр системы охлаждения:
- Шланги и патрубки – обычно трещины на них видны сразу при осмотре. Если охлаждающая жидкость вытекает на местах их соединений, то об утечке говорят маслянистые следы.
- Радиатор – в этом месте утечку заметить сложнее из-за накипи или загрязнений. Поэтому рекомендуется провести проверку под давлением. Верхний патрубок от радиатора отсоединяют, заглушают и компрессором нагнетают давление. Если появляется течь, радиатор нужно демонтировать и заварить.
- Термостат (в инжекторной модели расположен под воздушным фильтром) – в этом случае наблюдается «заклинивание» клапана, поскольку он подвержен механической нагрузке и высоким температурам.
- Рубашка двигателя – в этом случае двигатель начинает «троить», а из выхлопной трубы идет большое количество пара. Машинное масло при этом приобретает серый цвет и меняет консистенцию.
- Крышка расширительного бачка – чтобы проверить эту причину утечки, нужно запустить двигатель, сняв крышку с бачка и зажать акселератор. Если уровень жидкости резко поднялся, то протечка здесь.
- Прокладка ГБЦ – изношена или неплотно прилегает. В местах утечки обычно «выпирает» охлаждающая жидкость. Также в этом случае антифриз или тосол может попадать в машинное масло.
Порванная прокладка ГБЦ ваз 2114
3 Замена прокладки в блоке цилиндров авто
Данная операция считается одной из универсальных для устранения произвольного ухода охлаждающей жидкости. Так как прокладка на блоке цилиндров поддается воздействию скачков температур и механическим повреждениям, ее замена поможет решить проблему попадания антифриза внутрь двигателя. В первую очередь это касается прокладок из паронита, которые, в отличие от металлических изделий, деформируются и рвутся намного чаще.
Порванная прокладка ГБЦ из паронита
Понять, что прокладку нужно немедленно поменять, довольно просто. Во-первых, если вы заметили выпирание хладагента из расширительного бачка. В таких случаях антифриз уходит в дефектные зоны прокладки и создает в ней сильное давление. Во-вторых, если вы заметили появление белого дыма и резкого запаха в глушителе. Это связано с уходом хладагента внутрь цилиндров мотора и, как следствие, в выхлопную систему ВАЗ 2114. Третья причина неотложной замены прокладки заключается в неплотном ее прилегании к наружной части блока двигателя
Также стоит обратить внимание на состояние моторного масла. Если оно начало смешиваться с антифризом, значит, пришло время менять прокладку
Белый дым из глушителя ВАЗ 2114
Чтобы произвести ее замену, нам понадобится:
- отвертка;
- комплект шурупов;
- средство для удаления ржавчины;
- скотч.
Сначала снимаем изношенную прокладку, после чего очищаем от ржавчины металлические пластины, удерживающие перегородку. Затем с помощью скотча крепим новую деталь и прижимаем ее очищенными металлическими пластинами. После этого можно продолжать пользоваться автомобилем.
Подготовка к процессу замены
Загнав машину на эстакаду, открываем капот, выкручиваем пробку заливной горловины радиатора и пробку на расширительном бачке. Далее отправляемся под автомобиль. Снизу на блоке цилиндров находим пробку для слива охлаждающей жидкости (не перепутайте с пробкой слива масла на картере). Предварительно подставив пустую емкость, откручиваем ее ключом на 13 и дожидаемся, пока стечет вся жидкость.
После этого вылезаем из-под машины и направляемся к моторному отсеку. Замена крана отопителя будет производиться из салона, однако сначала нам потребуется открутить его из-под капота. В моторном отсеке со стороны пассажира находим два патрубка, идущих в салон. Это входной и выходной патрубок крана. Ослабляем на них хомуты и отсоединяем их. Рядом с патрубками есть две шпильки с резьбой и гайками. Они, собственно, и фиксируют кран. Чтобы гайки было легче открутить, обрабатываем шпильки жидкостью против ржавчины.
Для удобства при замене крана некоторые мастера и автовладельцы полностью разбирают панель приборов. Делать это вовсе не обязательно. Мы расскажем, как осуществляется замена крана отопителя ВАЗ-2114 без снятия панели.
Порядок снятия ДТОЖ
Выкручивание Вы прекрасно понимаете, что охлаждающая жидкость так называется не спроста. А если закипает тосол в расширительном бачке ВАЗ 2114, это можно считать нормальным явлением? Вовсе нет. Не редко проблема заключается именно в неисправном ДТОЖ.
Чтобы его заменить, нужно выполнить несколько последовательных действий.
- Слить охлаждающую жидкость. Для этого: Подождите, пока двигатель остынет, если вы только что заехали в гараж;
- Вооружитесь накидными ключами на 17, 13 и 8;
- Возьмите тару, в которую будет сливаться охлаждающая жидкость;
- Демонтируйте защиту двигателя, отсоедините крепежи радиатора;
- Включите печку в максимальный режим и откройте кран отопителя вместе с крышкой расширительного бака;
- Под радиатор установите емкость и очень аккуратно начинайте откручивать пробку для слива. Большое давление выбрасывает тосол из расширительного бачка ВАЗ 2114, потому действовать нужно медленно;
- В течение 10 минут жидкость будет постепенно стекать;
- В это время подойдите к двигателю, поставьте такую же емкость под него и открутите пробку с блока цилиндров, которая располагается непосредственно под модулем зажигания;
- Вам предстоит подождать еще около 10 минут, пока жидкость выльется.
Теперь снимает старый датчик температуры охлаждающей жидкости:
- Отыщите его на своем автомобиле;
Посмотрите на корпус, обратите внимание на маркировку, имеющуюся с одной из сторон шестигранника. Запомните положение, чтобы при обратной сборке все сделать аналогично;
Измеритель демонтируется при помощи ключа на 21;
Монтируется новый измеритель.
Устанавливаем новый прибор. Для этого:
- Приобретаем новый датчик ТОЖ;
Все тем же ключом на 21 монтируем его на место старого;
Принимаем во внимание запомненную ранее маркировку и устанавливаем новый датчик в аналогичном положении;
Наносим немного термогерметика на резьбу, что позволит обеспечить высококачественное соединение;
В систему отопления и блок цилиндров вновь заливается жидкость охлаждения. Только используйте уже новую, даже если старая в нормально состоянии. Посмотрите на датчик уровня охлаждающей жидкости на ВАЗ 2114, чтобы убедиться в наполненности емкости.
Если после проведенных манипуляций ДТОЖ все равно не работает, обратите внимание на несколько моментов:
- Вы могли плохо закрутить новый датчик на его посадочное место;
- Не исключено, что вы забыли про заливку охлаждающей жидкости;
- В системе образовалась утечка жидкости охлаждения, генератор забрызгался ею;
- Новый датчик мог оказаться бракованным. На этот случай рекомендуется всегда оставлять чек от покупки до тех пор, пока вы не убедитесь, что датчик работает нормально. Увы, на месте это проверить невозможно.
Не все вопросы можно решить самому, каким бы опытным автомехаником вы ни были. Иногда приходится обращаться на СТО. Но и здесь вы должны быть уверены, что специалисты грамотные, оборудование у них исправное, опыта достаточно, дабы качественно решить сложившуюся у вас и вашего автомобиля проблему. Обзаведитесь хорошими знакомыми на автосервисах. Даже если вы посещать их будете раз в год.
Жидкостный насос (помпа)
На автомобиле ВАЗ 2114 система охлаждения двигателя работает благодаря тому, что антифриз находится в движении и под давлением, выше, нежели атмосферное.
Движение создается при помощи насоса, установленного со стороны правого колеса непосредственно в блоке двигателя. Приводится в движение ремнем газораспределительного механизма. Проверка:
Сливаете антифриз из системы (для этого предусмотрено два отверстия). Делать это нужно только на остывшем двигателе!
Выкручиваете три болта, крепящие пластиковую крышку к блоку двигателя.
Ключом на «17» ослабляете гайку ролика. Тем самым позволяете ослабнуть ремню ГРМ.
Снимите ремень и посмотрите на его состояние. Если его «съело» с внешней стороны (на 1-3 мм), то это говорит о сползании ремня вследствие того, что износилась помпа.
Руками возьмитесь за шкив помпы и попробуйте подвигать ее, вращайте в разные стороны. При наличии люфтов или заеданий необходимо заменить насос
В противном случае система охлаждения ВАЗ 2114 (инжектор или карбюратор, совершено не важно), будет работать неправильно.